Профессор Дамир Мухетдинов — о теологии, экологии и итогах работы Центра исламских исследований 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в 2021 году
Для Центра исламских исследований Санкт-Петербургского университета 2021 год прошел под знаком международного сотрудничества. Доктор теологии Дамир Мухетдинов рассказал, какие проекты вызвали интерес у зарубежных коллег, объяснил, почему мусульманское сообщество уделяет особое внимание экологии, а также поделился планами на будущий год.
В?январе в?Московской соборной мечети состоится торжественное открытие года празднования 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Расскажите подробнее об?этом событии.
В?ноябре 2020 года на?встрече с?представителями религиозных объединений президент Владимир Путин подчеркивал, что для нашей многонациональной страны межконфессиональный мир?— это основа основ. Тогда в?своем обращении председатель Духовного управления мусульман России муфтий Равиль Гайнутдин напомнил о?приближающемся
Закрепление ислама как государственной религии на?территории ханства Волжской Булгарии произошло в?922?году.
Для нашей страны это важнейшее событие. В?праздновании будут задействованы многие регионы. Официальный старт празднованию будет дан в?Москве
На?мой взгляд, особенно важно?то, что, помимо культурно-просветительских мероприятий, в?программу празднования включены проекты по?реконструкции объектов исламского наследия. Мы?надеемся, что внимание не?обойдет стороной и?Историческую мечеть Москвы, старейшую в?городе, расположенную на?Большой Татарской улице. Она была построена в?1823?году, совсем скоро ей?исполнится 200?лет.
Какое участие в?этом событии принимает Центр исламских исследований?
Деятельность нашего центра направлена на?решение задачи, поставленной президентом,?— воссоздание российской исламской школы богословия. В?этом смысле вся наша работа направлена именно в?это русло, а?
Так, на?открытии празднования в?Московской соборной мечети мы?презентуем новую книжную серию ?Исламская мысль в?России: возрождение и?переосмысление?. Кстати, ее?издание мы?анонсировали на?Бигиевских чтениях, которые прошли не?так давно в?Санкт-Петербургском университете. Эта серия призвана собрать и?систематизировать наследие наших предшественников?— Хусаина Фаизханова, Ризы Фахретдина, того?же Мусы Бигиева, имя которых носят научные чтения. Наследие только трех этих мыслителей огромно: планируется подготовить 50?книг Бигиева, 20?— Фахретдина, более десятка?— Фаизханова. Первыми будут представлены шесть из?них.
Подробнее о?презентации серий можно прочесть на?сайте Центра исламских исследований.
Казалось?бы, простая задача. Но?на?самом деле мы?должны идентифицировать (а?установить авторство не?всегда легко) и?собрать эти работы (этого никто до?нас еще не?делал), которые, например, в?случае с?Бигиевым, хранились в?Индии и?Канаде. Работы нужно еще и?перевести. Это были очень образованные люди, знающие несколько языков и?активно их?использующие в?своем творчестве. Поэтому многие знаковые произведения написаны не?только на?русском языке, но?и?на?татарском, арабском, староосманском.
Почему еще это важно? Потому что в?начале?XX века в?России многие представители ислама воодушевленно воспринимали обновленчество?— развивалась богословская школа, образование, созидательная общественная деятельность. Наши предшественники утверждали, что движение вперед невозможно без межконфессионального диалога, открытости, просвещенности, взаимодействия религиозного и?научного. Спустя сто лет мы?нередко наблюдаем ?откат? к?старым представлениям и?суевериям, к?отсутствию взаимопонимания не?только между представителями разных религий, но?и?внутри одной конфессии.
Нельзя не?упомянуть масштабный книжный проект ?Возрождение и?обновление? (?Ал-Ислах ва-т-тадждид?), реализуемый совместно с?издательством ?Медина?. Мы?его приурочили к?
В?ближайшее время выйдут избранные труды Сайида Ахмад-Хана ?Чудо Корана: избранные сочинения?, работа ?Освобождение женщины? Касима Амина, ?Развитие метафизики в?Персии? Мухаммада Икбала, ?Ислам и?принципы правления? Али Абд Ар-Разика, ?Основные темы Корана? Фазлура Рахмана Малика и??Реформация исламской мысли? Насра Хамида Абу Зайда.
В?2019 году Дамир Мухетдинов защитил первую в?России диссертацию по?исламской теологии по?собственным правилам 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Ее?тема?— ?Исламское обновленческое движение конца XX?— начала XXI?века: идеи и?перспективы?.
Эта работа была?бы невозможна без участия ученых-востоковедов. В?редакционный совет серии входят декан восточного факультета академик Михаил Борисович Пиотровский, руководитель Института востоковедения РАН академик Виталий Вячеславович Наумкин, академик Андрей Вадимович Смирнов, а?научным рецензентом некоторых работ выступает заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 почетный профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Николай Николаевич Дьяков. Для нас очень ценны и?дороги содействие и?поддержка научного сообщества.
Как исламская теология сегодня развивается в?Университете? Вы?стали первым, кто защитил докторскую диссертацию по?теологии, кто следующий?
Помимо того, что в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 продолжает работать программа по?подготовке исламоведов в?рамках направления ?Востоковедение?, для нас очень важно, чтобы наши кадры имели и?богословское, и?светское образование, чтобы быть востребованными в?духовной и?интеллектуальной сферах.
Не?менее важно, чтобы выпускники продолжали обучение в?теологической аспирантуре и?выходили на?защиты диссертаций по?специальности ?теология? по?собственным правилам 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Ведь именно здесь, в?Петербургском университете, учились и?работали наши великие отечественные богословы. Это?то, без чего сегодня невозможно формирование новой идейной элиты ислама, и?наши совместные усилия направлены именно на?это.
Руководитель Центра исламских исследований 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 профессор Дамир Мухетдинов
Сейчас диссертации готовят несколько наших выпускников. Для нас важно, чтобы защиты прошли в?Санкт-Петербургском университете. Тематика работ очень широкая, но?все они так или иначе связаны с?обновленчеством: исламский феминизм, исследования в?области исламской экзегетики по?трудам Ат-Табари, влияние традиции одного из?старейших университетов мира Аль-Азхара на?взгляды российской уммы, религиозная философия Аш-Шатыби, исламская сотериология (учение о?спасении человека). Одна из?диссертаций будет посвящена исламскому модернизму в?рамках отечественной богословской школы в?конце XIX?— начале XX?века. Будущие соискатели публикуются в?научном журнале ?Ислам в?современном мире??— это та?площадка, где исследования проходят апробацию.
Хотелось?бы добавить, что в?2021 году Центру исламских исследований при содействии Фонда поддержки исламской культуры удалось организовать обучение по?дополнительным образовательным программам для сотрудников Духовного управления мусульман и?педагогических работников религиозных образовательных учреждений. Всего было реализовано шесть программ в?Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и?онлайн. Обучение прошли более ста человек. Тематика разная?— от?правового обеспечения деятельности религиозных организаций до?богословского дискурса в?контексте глобализации. Особое внимание уделили междисциплинарности, которая сегодня не?только крайне актуальна для светского образования, но?выходит на?первый план и?в?религиозных дисциплинах.
Вы?рассказали о?переводах зарубежных трудов на?русский язык. А?что делает центр с?точки зрения международного сотрудничества? Повлияла?ли на?это пандемия?
2021 год как раз таки стал очень плодотворным на?международные контакты. Так, еще в?конце 2020 года мы?побывали в?Стамбуле, где встретились с?ректором Стамбульского университета Махмутом Аком и?обсудили перспективы совместных исследовательских проектов. Кстати, мы?пригласили коллег присоединиться к?празднованию
Удалось встретиться и?с?ректором Казахского национального университета имени Аль-Фараби профессором Жансеитом Туймебаевым. Там?же меня пригласили выступить перед докторантами-религиоведами с?лекцией ?Обновление веры как задачи современности: контекст и?будущее XXI?века?
В?2021 году Дамир Мухетдинов вошел в?состав координационного совета форума ?Петербургский диалог?.
В?октябре состоялся рабочий визит в?Баку, где прошло подписание меморандума о?сотрудничестве с?Азербайджанским государственным университетом культуры и?искусств. Были затронуты вопросы празднования
В?течение прошлого года мы?провели встречи с?генеральным секретарем ООН по?Альянсу цивилизаций Анхелем Моратиносом и?председателем Папского совета по?межрелигиозному диалогу кардиналом Мигелем Анхелем Аюсо Гиксотом.
В?контексте международной повестки нельзя не?спросить о?теме Международного мусульманского форума, который прошел в?декабре. Почему была выбрана именно такая тема?— ?От?экологической проповеди к?экологическому мышлению?? Как вопросы экологии вошли в?исламскую повестку?
Международный мусульманский форум
Вопросы бережного отношения к?окружающему миру никогда не?выходили из?поля внимания ислама. Священное писание обязует человека заботиться о?природе, ставя этот вопрос в?сферу личной, духовной ответственности. Разумеется, сегодня весь мир обратил взоры на?экологические проблемы, этому была посвящена Конференция ООН об?изменении климата в?Глазго.
Мир, в?котором мы?живем,?— это наш общий дом. Поэтому все те?глобальные проблемы, с?которыми мы?только начинаем сталкиваться, в?итоге могут привести к?страданиям человека?— голоду, болезням. Ответственное отношение к?природе в?исламе рассматривается через призму личной ответственности перед обществом в?целом. Именно в?ХХ веке права человека, ключевая роль личности стали приоритетной ценностью. Остановило?ли это мировые войны, геноциды, наращивание военных мощностей?— вопрос, ответ на?который, впрочем, очевиден. Похожая ситуация сегодня?— в?экологии, когда личный комфорт и?неограниченное потребление воспринимаются как должное. Человечество отдалилось от?осмысления реальности через призму духовности, об?этом шла речь и?на?Форуме по?укреплению мира в?мусульманских обществах в?Абу-Даби. Мы?должны пересмотреть взгляд на?проблему соотношения человеческих прав и?меры ответственности.
В?2021 году Центр исламских исследований стал соорганизатором целого ряда научных мероприятий и?конференций в?разных городах России: Чтений имени Галимджана Баруди (Москва), Фаизхановских чтений и?Чтений имени Шигабутдина Марджани (Нижний Новгород), Фахретдиновских чтений (Екатеринбург), Чтений имени Мухлисы Буби (Владимир), Международного мусульманского форума (онлайн) и?Бигиевских чтений (Санкт-Петербург).