Важна ли наука в организации музейной экспозиции — директор ЦВЗ «Манеж» о работе в крупнейшем выставочном пространстве Санкт-Петербурга и учебе в 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入
В феврале 2023 года директором Центрального выставочного зала «Манеж» стала Анна Ялова, выпускница Санкт-Петербургского университета, окончившая магистратуру с красным дипломом. Она рассказала об опыте получения образования в зрелом возрасте, современных тенденциях подготовки музейных экспозиций и роли хорошего наставника в становлении компетентного и востребованного специалиста.
Вы?окончили Санкт-Петербургский университет по?направлению подготовки ?Музеология и?охрана объектов культурного и?природного наследия?. Расскажите, пожалуйста, как полученные знания повлияли на?ваш карьерный путь?
?Большой университет? всегда был моей мечтой, поэтому в?34?года, будучи уже довольно взрослым и?осознанным человеком, я?поступила в?магистратуру 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 (кафедра музейного дела и?охраны памятников). Мне было очень интересно учиться, во-первых, потому что появился удивительный шанс повторить опыт студенчества, посещения лекций, общения с?одногруппниками. Во-вторых, сам образовательный процесс сильно вдохновлял, так что хотелось окунуться в?новую и?непривычную для меня сферу деятельности. Знания многих предметов, как, например, ?Основы визуальных и?цифровых технологий в?музее?, ?Межкультурная коммуникация: история и?теория?, ?Технологии музейного дизайна?, я?так или иначе активно применяю в?профессиональной среде.
Что самое главное вы?вынесли для себя во?время обучения?
Я?была увлечена учебой, и?Университет позволил мне осознать, что в?любом процессе, в?том числе в?работе и?в?получении образования, интерес является одним из?важнейших факторов, влияющих на?желание развиваться, учиться новому, достигать поставленных целей. Интерес?— это самый главный мотиватор нашей деятельности. Когда я?принимаю новых специалистов на?работу, мне необходимо почувствовать, что их?захватывает?то, чем им?предстоит заниматься. Успешность лекций или мероприятий образовательной программы, организованных в??Манеже?, также определяется заинтересованностью аудитории, желанием задавать уточняющие вопросы.
Центральный выставочный зал ?Манеж? является крупнейшим экспозиционным пространством Санкт-Петербурга.
Кто из?преподавателей оказал наибольшее влияние на?вас как на?специалиста или послужил примером?
Не?каждый человек влияет на?профессиональный путь, потому что карьера?— это в?большей степени?то, что мы?определяем для себя сами. А?вот за?формирование личности, правильного отношения как к?музеологии, так и?к?значимым жизненным сферам стоит благодарить моего научного руководителя?— Антонину Александровну Никонову. Она абсолютно преданный своей профессии человек, который воспитывает любовь и?уважение к?музею, экспонатам, процессу обучения и?умеет феноменально четко формулировать задачу. Мы?практически не?пересекаемся в?траекториях развития карьеры: у?нее в?большей степени педагогическая деятельность, у?меня?— управленческая. Однако ее?принципы и?абсолютная вера в?музей, в?его идею, ценность и?миссию передаются студентам. Для меня она гораздо больше чем просто преподаватель. Я?считаю ее?наставником в?моей жизни и?личностном становлении. Мы?до?сих пор поддерживаем очень хорошие дружеские отношения.
В?2017 году работа Санкт-Петербургского университета по?созданию музеев и?экспозиций объектов культурного и?природного наследия была признана Правительством РФ?одним из?полноправных видов деятельности Университета. 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 обладает богатейшими музейными и?учебно-научными архивами, которые насчитывают более трех миллионов единиц хранения, и?активно осуществляет музейную деятельность: организовывает выставочные проекты, проводит лекции и?мастер-классы, реализует партнерское взаимодействие с?различными культурными организациями страны. Коллекционные фонды Университета регулярно пополняются, и?к?300-летнему юбилею 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 надеется заключить соглашение о?сотрудничестве с?крупным выставочным пространством ?Манеж? и?представить в?его залах часть университетских коллекций.
Ваша диссертация, которую вы?защищали в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, была посвящена анализу основных современных тенденций в?дизайне экспозиций музеев и?выставочных залов. Насколько важна научная составляющая в?организации музейной экспозиции?
Каждая выставка начинается с?идеи, которая должна быть обоснована. Когда есть научная составляющая в?том, что мы?собираемся показывать,?— это становится лакмусовой бумажкой для проекта. Мы?постоянно задаемся вопросами: способны?ли мы?подобрать предметный ряд, опирающийся на?концепцию, можем?ли мы?аргументировать ту?или иную позицию или авторский взгляд на?вещи. Наука?— это неотъемлемая часть организации любой выставки.
Изменились?ли за?последние шесть лет тренды в?создании экспозиционного пространства и?каким образом?
Музеи довольно инертны, поэтому сказать, что появилось что-то принципиально новое, чего не?было никогда раньше, довольно сложно. Однако стоит отметить, что сейчас распространилось использование дополнительных средств, которые позволяют создать нужную эмоцию. В?выставочных пространствах активно применяются театральные приемы, цифровые технологии, музыка, стал также внедряться искусственный интеллект.
За?последние шесть лет я?заметила, что музейные экспозиции стали гораздо более интерактивными, изменился посетитель музея. Сейчас это не?просто человек, которому мы?передаем информацию, а?активный пользователь музейного продукта, совершенно иначе воспринимающий реальность. В??Манеже? гораздо большую популярность, чем раньше, приобрели просветительские и?лекционные программы. Наш посетитель приходит не?только ознакомиться с?предметами выставки, но?и?провести время, встретиться с?друзьями, узнать из?выступлений что-то интересное. Видеопрограммы, кинопоказы, музыка, танцевальные представления расширяют пространство объекта культуры и?дают аудитории новые возможности для соприкосновения с?миром искусства.
Сегодняшний музей?— это институция с?очень широким функционалом, а?не?только выставочное пространство, но?глобально говорить о?каком-то существенном перевороте я?бы не?стала. Идеи, которые шесть лет назад казались инновационными, сейчас повсеместно и?очень активно применяются.
Какой сегодня должна быть экспозиция, позволяющая посетителям получить наиболее полный опыт взаимодействия с?искусством?
Мне кажется, что хорошей выставкой можно назвать?ту, которая вызывает реакцию у?зрителя. Сейчас важно использовать разные каналы коммуникации?— не?только визуальные, но?и?аудиальные, такие как музыкальные произведения, видеотехнологии или запахи, которые помогают раскрыть суть музейных предметов и?саму идею выставки. В??Манеже? недавно был организован проект ?Первая позиция. Русский балет?, где музыка являлась не?фоном, а?существенной частью выставочного проекта, потому что довольно странно говорить о?хореографическом искусстве, об?истории развития балета в?России и?не?слышать музыку из?этого балета. Подобная инновация по-разному была воспринята зрителем, но?тем и?хороша деятельность ?Манежа?, что каждая новая выставка отличается от?предыдущей. Сегодня мы?говорим со?зрителем на?одном языке, а?следующий проект будет использовать совершенно другие инструменты. Быть разным крайне важно.
Использование цифровых технологий является данью моде или уже стало неотъемлемым элементом музейного дизайна?
Я?бы исключила выражение ?дань моде? из?музейной деятельности, потому что следовать за?чем-то?— значит, быть таким?же, как все, а?каждый музей уникален своими коллекциями и?подходами к?экспонированию. Использование новых технологий?— всего лишь инструмент, который должен наиболее полно раскрыть потенциал темы или музейного предмета. И?если цифровые инновации не?затмевают художественное произведение, а?являются способом передачи новой информации, то?музей должен такие технологии принимать. Это скорее следование за?прогрессом и?за?появлением нового инструментария.
Мода очень скоротечна, она может диктовать какие-то тенденции, но?в?музейной жизни она точно не?становится критерием для измерения успешности экспозиций или самого выставочного пространства. Если музеи следуют моде, они обречены потерять лицо.
Недавно в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 состоялось открытие Музейно-архитектурной клиники, на?площадке которой студенты, изучающие музеологию, дизайн среды и?реставрацию, смогут приобрести практические навыки взаимодействия с?учреждениями в?сфере культуры. Как еще, на?ваш взгляд, будущие специалисты могут подготовиться к?профессиональной деятельности?
Торжественная церемония открытия Музейно-архитектурной клиники 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 состоялась в?День всемирного наследия.
Я?считаю, что профессиональная практика должна быть организована в?полной мере не?только для тех, кто решает принять участие в?проектной деятельности клиники, но?и?для остальных обучающихся, которые выбрали своей профессией музеологию или дизайн среды. За?две-три недели студенты не?успевают полноценно войти в?жизнь музея, разобраться в?процессах подготовки выставки, стать полностью причастными к?работе над музейными продуктами. По?моему мнению, практика или стажировка должны длиться как минимум два месяца, за?которые можно действительно успеть познакомиться со?всеми, кто работает в?музее, и?получить объемное задание, которое реально за?этот срок выполнить.
Центральный выставочный зал ?Манеж? проводит сборные выставки в?коллаборации с?разными российскими музеями, а?мог?бы он?запустить совместный проект с?Санкт-Петербургским университетом, в?коллекциях которого насчитывается более 3?млн экспонатов? Какая тематика могла?бы вам быть интересна?
Для того чтобы хотеть, нужно понимать ЧТО хотеть. Мы, конечно, за?любые контакты и?любые партнерские отношения, но?первостепенной задачей является определение предмета сотрудничества.
Хотелось?бы вам поделиться со?студентами накопленным опытом в?области музеологии?
Еще когда я?сама была студентом, Антонина Александровна Никонова пригласила меня заниматься преподавательской деятельностью и?убедила в?том, что это полезно как мне, так и?учащимся. В?Санкт-Петербургском университете я?читаю курс ?Музейный дизайн? у?бакалавров программы ?Музеология и?охрана объектов культурного и?природного наследия?. Находясь и?работая в??Манеже??— в?пространстве, где постоянно готовятся и?сменяют друг друга выставки, я?вижу, как они формируются, и?мне представляется очень важным рассказать студентам об?этой части музейной жизни. На?примере деятельности ?Манежа? я?объясняю, как концепция становится основополагающей не?только для подбора предметов из?разных музеев, но?и?для архитектурного решения, и?внешнего вида экспозиции, как это находит отражение в?графическом дизайне, в?плакатах к?выставке, в?разработке шрифтов, верстке каталогов, насколько это все взаимосвязано и?интересно. Я?всегда ощущаю позитив от?общения с?молодым поколением. Хочется верить, что мои знания и?опыт принесут ребятам какую-то пользу.