Зачем в будущем артисту балета фандрайзинг, а оперному певцу — менеджмент?
В рамках молодежного форума «Культурный код — 2022», впервые организованного 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, состоялась дискуссия о выстраивании сотрудничества в деловой, научной и культурной практике. Представители Александринского театра, Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного института сценических искусств обсудили подготовку менеджеров культуры новой формации для регионов России.
В?начале октября Александринский театр и?Санкт-Петербургский университет в?партнерстве с?Российским институтом театрального искусства?— ГИТИС и?Российским институтом сценических искусств и?запустил образовательную программу для менеджеров культуры и?искусства. За?это время образовательные резиденции прошли в?Дагестане, Татарстане и?Бурятии, а?в?ближайшее время команда проекта ?Национальная театральная школа? отправится в?Башкортостан, Марий Эл, Коми и?Карелию. В?дальнейшем экспертам в?области менеджмента и?продюсирования театральных проектов предстоит провести интенсивы еще в?20?регионах России и?нескольких странах мира.
Как рассказала заместитель директора по?продвижению Александринского театра Алиса Науменко, планируя работу над проектами, коллективы нередко сталкиваются с?вопросами, принесет?ли их?идея пользу и?позволит?ли решить реальные проблемы. В?случае с?запуском проекта ?Национальная театральная школа? запрос на?воплощение инициативы шел от?профессионального театрального сообщества в?регионах страны. Однако для реализации такой масштабной образовательной программы необходимо найти партнеров, равных в?своей сфере по?объему и?качеству ресурсов, поэтому у?учреждений культуры возникает вопрос: не?проще?ли сделать все самим? Однако успеха возможно добиться именно при взаимодействии с?организациями из?других областей.
Любое партнерство, каким?бы глобальным оно ни?казалось, всегда начинается с?того, что должны возникнуть человеческая эмпатия и?мотивация?— зачем каждый из?нас в?этом участвует.
Заместитель директора по?продвижению Александринского театра Алиса Науменко
?У?Александринского театра, как у?большой федеральной культурной институции, есть мотивация выйти за?рамки в?своей основной сфере и?нарастить свое присутствие в?проектах, которые мы?создаем с?образовательными организациями. Мы?делаем это, потому что нам интересно, и?мы?видим свой потенциал, стремление к?объединению вокруг себя лучших профессионалов гуманитарных сфер, и?это приносит результаты,?— отметила Алиса Науменко. —?В?сотрудничестве, вопреки законам математики, сумма будет больше слагаемых, если у?партнеров будет желание сделать чуть больше, чем "сосед по?парте", и?привнести что-то свое?.
Обучение театральных продюсеров осуществляется всего на?пяти факультетах российских вузов, каждый из?которых ежегодно выпускает не?более 30?специалистов в?этой области, отметила доцент кафедры продюсерства в?области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств Евгения Давыденко. Этого слишком мало, чтобы обеспечить качественную работу отрасли, учитывая, что не?все выпускники в?итоге останутся в?профессии. Таким образом, в?творческих областях, в?частности в?театральном деле, количество руководителей, имеющих управленческое образование, не?превышает 10?%?— и?это точка роста для всей сферы.
Необходимо также учитывать специфику отрасли. Мы?уже упомянули, что организация, замыкающаяся внутри себя, становится герметичной и?начинает болеть всеми управленческими болезнями. А?учреждения культуры имеют к?этому склонность в?большей степени, поскольку они практически не?обращены наружу.
Доцент кафедры продюсерства в?области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств Евгения Давыденко
?Они общаются с?аудиторией, но, как правило, через четвертую стену, а?так варятся в?собственном соку и?довольно часто теряют связь с?реальностью, что отчасти еще связано с?существующей инфраструктурой. В?результате качественный менеджмент попадает туда хуже и?с?отраслью возникает еще больше проблем. Особенно это заметно в?регионах?,?— пояснила Евгения Давыденко.
Реализация любой идеи требует финансовых вложений, и?в?проектах, объединяющих несколько игроков, вопрос фандрайзинга встает особенно остро: на?старте не?всегда можно сразу определить, насколько удачно получится воплотить задуманное. Просветительский проект Александринского театра и?Университета стал возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важной составляющей образовательной программы является уведомление слушателей о?том, где региональные менеджеры могут искать средства на?реализацию своего замысла. Участники образовательных резиденций ?Национальной театральной школы? учатся правильно подавать заявки, проводить презентацию проекта и?команды, которая над ним работает. Большую поддержку в?этом оказывают представители коллектива экономического факультета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.
Заместитель заведующего кафедрой экономики предприятия, предпринимательства и?инноваций по?международному сотрудничеству доцент Николай Поляков уверен, что сегодня существует множество возможностей для получения финансирования в?областях культуры, спорта и?образования. Так, он?порекомендовал участникам сессии подавать заявки в?государственные программы и?фонды. ?У?меня есть опыт работы с?предпринимательским сообществом в?рамках обсуждения вопросов источников финансирования, и?я?всегда советую обращать внимание на?возможности, которые создает государство. Государственные институты развития имеют разный опыт, хороший и?не?очень, тем не?менее это механизм, который на?сегодняшний день действует, и?получение финансирования зависит от?желания самих реципиентов?, ― сообщил Николай Поляков.
Спикеры подчеркнули, что проведение образовательных резиденций в?регионах страны ни?в?коем случае не?должно восприниматься как миссионерство. По?словам Алисы Науменко, в?последнее время стали модными проекты, в?рамках которых федеральные институции или именитые художники приезжают из?двух столиц за?вдохновением, а?затем возвращаются обратно и?создают свои произведения. В?связи с?этим необходимо соблюдать баланс и?превратить общение в?равноценный обмен, не?занимаясь ?колонизацией? регионов.