Культурный форум: какие технологии нужны ?умному городу?
Как цифровизация меняет городское пространство? Зачем музеи и другие учреждения культуры осваивают виртуальную реальность? И главное — как меняется человек под влиянием высокотехнологичной среды?
На?эти и?другие вопросы попытались ответить участники дискуссии ?"Умный город"?— "умные медиа": музеи и?СМИ в?условиях глобальной цифровизации городских пространств?, которая состоялась в?рамках секции ?Образование? VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
В??умном городе? все учреждения и?организации связаны между собой информационными технологиями. Цель этих разветвленных коммуникаций?— наладить связи и?отношения между людьми с?помощью ?умных медиа?. К?ним относятся мобильные приложения, сервисы и?другие цифровые инструменты, которые формируют экономику знаний.
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Камилла Нигматуллина
Концепцию ?умного города? невозможно реализовать без участия общественных пространств, в?том числе учреждений культуры. Сегодня именно музеи становятся цифровыми площадками, которые апробируют информационные технологии, внедряют их?в?повседневную жизнь. Участники дискуссии рассказали о?таких мультимедиапроектах.
Так, руководитель пресс-службы Музея Анны Ахматовой в?Фонтанном Доме Анастасия Озерская рассказала о?выставке ?Ахматова. Ты?один из?моих двойников?, которая сейчас проходит в?музее. Для знакомства с?экспозицией посетители должны прийти в?Фонтанный дом, а?затем скачать специальное приложение. С?помощью цифровых технологий авторы выставки попытались представить творческий метод поэтессы.
Аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК ?Мосгортур? Анна Михайлова привела еще несколько примеров того, как виртуальная реальность встраивается в?работу городских музеев. Например, в?Государственном музее изобразительных искусств имени А.?С.?Пушкина с?помощью камер фиксируют и?анализируют количество посетителей. Такой мониторинг трекинг-движения позволяет понять, насколько востребованы у?широкой публики конкретные залы музея и?экспонаты.
Соорганизатор сообщества ?Открытая Лаборатория Город? Лилия Воронкова рассказала о?том, как цифровые технологии можно использовать не?только в?контексте музейного пространства, но?и?уличного искусства. Множество мультимедиапроектов в?сфере культуры можно ежегодно увидеть на?Международном фестивале ?Арт Проспект?. Один из?них?— видеоигра TIME-PONG, которую в?прошлом году создал художник Владимир Абих и?спроецировал на?обветшалый фасад одного из?домов Петербурга. Суть игры в?том, что два игрока управляют скульптурами, которые отбивают отпавший кусок штукатурки. Своим проектом автор хотел привлечь внимание властей и?общественности к?городским фасадам, нуждающимся в?реставрации.
Информационные технологии действительно могут стать инструментом для решения социальных проблем?— в?этом уверена и?руководитель студии ?Гонзо-дизайн? Ксения Диодорова. Вместе с?коллегами она создала сервис CONVERTER для родителей, которые пытаются найти общий язык с?подростками. Здесь есть и?игровой чат, где можно получить подсказку о?том, как лучше ответить на?сообщение от?своего ребенка, и?необычные коллажи, составленные из?картинок пользователей. Эти изображения напоминают взрослым людям о?приметах времени?— предметах и?явлениях, которые были распространены во?времена их?юности.
Однако всеобщая цифровизация?— не?всегда позитивный процесс. Технологии связаны с?информационным шумом и?длинным цифровым следом, который оставляет каждый интернет-пользователь. Как отметил художник-организатор и?независимый исследователь из?Финляндии Эндрю Патерсон, современный человек ежедневно пролистывает ленту новостей, длину которой можно сопоставить с?длиной девяти вагонов поезда. При этом пользователи не?всегда понимают, что должны, как и?в?реальной жизни, нести ответственность за?свое поведение. О?том, как технологии изменили повседневность, говорил и?директор Большого Парижского альянса по?развитию метрополий Николя Бушо. Он?убежден, что в??умных городах?, в?том числе в?Петербурге, важно найти баланс: гармоничное сочетание высоких технологий и?духа места, который создает особую, невиртуальную атмосферу.