В Университете рассказали, как менялась национальная турецкая одежда на протяжении веков
В Санкт-Петербургском университете при содействии Посольства Турецкой Республики в России открылись онлайн-выставки, посвященные искусству турецкого костюма.
Виртуальные экспозиции ?Дилемма. Традиционное и?современное? и??Традиционная тюркская одежда из?войлока в?современном прочтении?
Экспонаты первой выставки ?Дилемма. Традиционное и?современное? отражают традиции национальной турецкой одежды, многие элементы которой были утеряны или вышли из?употребления.
Заместитель ректора 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 по?международной деятельности Сергей Андрюшин сообщил, что выставки начинают цикл отложенных из-за пандемии мероприятий, связанных с?российско-турецким сотрудничеством. ?Наш университет, старейший в?России, является ведущим центром турецких исследований в?стране и?в?мире,?— подчеркнул Сергей Андрюшин. —?Особым жестом внимания к?турецкой культуре и?языку стало открытие центра, который возглавляет профессор Аполлинария Аврутина. Уверен, что сегодняшняя выставка поможет оценить безграничность и?масштаб турецкой культуры и?понять, как турки обогащали мировую культуру на?протяжении многих веков?.
?
Генеральный консул Турецкой Республики в?Санкт-Петербурге Озгун Талу выразил мнение, что цикл будет интересен петербуржцам в?силу давних связей Северной столицы с?Турцией: в?Петербурге сосредоточено множество памятных мест, связанных с?историей русско-турецких отношений. Он?также напомнил, что тюркология изучается в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 с?1822?года.
Как известно, европейские исследователи всегда хотели узнать больше о?повседневной жизни двора султанов. Но?доступ к?ней в?силу сложившихся традиций был очень ограничен, и?научные исследования были малочисленны.
Генеральный консул Турецкой Республики в?Санкт-Петербурге Озгун Талу
?Сейчас интерес широкого круга общественности подогревают популярные турецкие исторические сериалы и?фильмы. Надеюсь, что наша встреча и?открывающаяся выставка помогут удовлетворить этот интерес?,?— обратил внимание Озгун Талу. Также консул отметил всесторонность проектов, которые проводит Центр исследований современной Турции и?российско-турецких отношений 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.
Как рассказала директор центра Аполлинария Аврутина, мероприятие открывает серию проектов, которые будут посвящены изучению жизни в?гареме и?османских дворцах. По?ее?словам, сегодня в?Университете готовится к?изданию исследование по?данной тематике авторства известного турецкого ученого Дженгиза Генджю. Профессор Аврутина добавила, что сейчас явление гарема часто воспринимается в?контексте сериала ?Великолепный век?. ?На?самом деле это огромный политический институт со?своим политическим и?социальным укладом, финансово-экономической системой, градацией должностных лиц,?— уточнила она. —?К?сожалению, в?России мало работ по?данной теме. Будем надеяться, что наша выставка подтолкнет к?дальнейшим исследованиям и?станет важным шагом не?только в?изучении истории Османской империи, но?и?в?развитии российско-турецких отношений?.
Советник по?образованию Посольства Турецкой Республики в?Москве Алпер Алп напомнил, что в?основе истории современной Турции лежат две империи?— Сельджукская и?Османская. Их?культурное наследие отразилось в?архитектуре, изящных искусствах, литературе?и, конечно?же, в?народном костюме.
В?своей лекции, ставшей главным событием вернисажа, профессор Университета Хаджи Байрам Вели Эмине Коджа рассказала о?том, как менялся турецкий национальный костюм на?протяжении столетий. Такие исследования важны для понимания традиций народа, его верований и?стиля жизни, убеждена она. Турки долгое время сохраняли традиции своих предков, сформировавшиеся еще до?прихода в?Анатолию. Однако со?временем одежда предков менялась и?постепенно стала самобытным и?оригинальным явлением турецкой культуры.
Примечательно, что долгое время женская и?мужская одежда мало чем отличались. Так, на?миниатюрах XIII–XIV веков мы?можем наблюдать, что одежды мужчин и?женщин отличались порой только цветом и?формой головного убора. В?последующие века различия стали очевиднее.
Одежда в?Турции обязательно должна была соответствовать четким правилам и?отражать принадлежность человека к?определенным слоям общества. Крой, вид ткани, украшения?— все соответствовало этим законам. Например, в?Османской империи армянам приписывалось носить красные башмаки, евреям?— синие, мусульманам?— желтые.
Особое внимание лектор уделила специфическим особенностям национального костюма. В?частности, турки соблюдали принцип трехслойности в?одежде, надолго закрепившийся в?традиции. Первый слой?— рубашка и?панталоны-подштанники. Второй слой?— платье энтари и?шаровары, которые и?создавали знаменитый ?восточный образ? и?ставшие костяком единого культурного пространства восточного костюма. Третий слой?— верхняя одежда, короткий или длинный кафтаны и?накидки. Обязательным было ношение пояса-кушака и?головного убора.
?
?Части турецкого костюма по?отдельности не?несут большого смысла, однако, выстраиваясь в?ансамбль, формируют законченный вид и?начинают играть во?всей своей эстетической красе, демонстрируя богатство турецкой культуры,?— сделал вывод Эмине Коджа. —?Если сначала трехслойность была необходимостью, обусловленной условиями жизни предков, то?позже она стала особенностью костюма и?его украшением?.
По?элементам одежды разные социальные слои ничем не?отличались, однако элита использовала самые дорогие ткани и?более изысканные украшения.
В?XVI–XVII веках мода оставалась традиционной, но?в?XVIII веке внедрялись элементы европейского костюма, а?в?XIX веке из-за вестернизации наряды стали стремительно меняться. Впрочем, влияние было взаимным: в?это время в?Европе также наблюдается тяготение к?турецкой моде и?культуре?— так называемая туркери, или ?восточная? мода, в?Западной Европе в?XV–XVIII?веках.
?
Со?временем менялись ферандже (накидка на?фигуру) и?яшмак (накидка на?лицо), скрывавшие фигуру и?лицо женщины в?соответствии с?мусульманской традицией. Разными были их?крой, объем, украшения. В?конце XIX века пришла в?Турцию из?арабских стран чадра.
?Когда мы?наблюдаем эволюцию накидок, становится понятным, что в?итоге турецкие женщины начали использовать их?для кокетства, они стали элементом шарма?,?— отмечает профессор Университета Хаджи Байрам Вели Эмине Коджа.
13?апреля пройдет вторая лекция из?цикла, посвященного искусству турецкого костюма. Она будет посвящена истории свадебного платья в?Османской империи и?приурочена к?открытию выставки традиционной одежды из?войлока в?современном прочтении. Лекцию прочтет профессор Университета Хаджи Байрам Вели, специалист в?области моды и?дизайна Фатма Коч. Начало в?14:00.
В?XIX веке европейское влияние взяло вверх. В?1923 году была провозглашена Турецкая Республика. Реформы Кемаля Ататюрка коснулись и?эмансипации женщин. Проводимая им?политика поощряла использование не?традиционных, а?западных фасонов в?одежде, что сформировало визуальный образ современной женщины Турции.