В 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 объявили первого лауреата премии имени Бориса Пиотровского
Имя победителя конкурса назвали в рамках заседания Ученого совета. Обладателем награды стала ассистент-стажер кафедры реставрации живописи Академии художеств имени Ильи Репина, художник-реставратор Государственного Эрмитажа Ксения Тихомирова. Автор исследования получила награду за работу по атрибуции псковского деисусного чина — центрального ряда иконостаса, традиционно включающего иконы Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.
Борис Борисович Пиотровский (1908–1990)?— академик, профессор, выдающийся отечественный археолог и?востоковед, более двух десятилетий возглавлявший Государственный Эрмитаж. Окончил Ленинградский государственный университет, где с?1966 года был заведующим кафедрой истории Древнего Востока.
Когда на?реставрацию в?Академию художеств поступила икона Богоматери XVI века из?собрания Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и?художественного музея-заповедника, было известно, что ранее она принадлежала Троицкому храму города Острова, построенному в?XVIII?веке, в?связи с?чем появился вопрос о?ее?происхождении. ?В?ходе реставрации и?проведения ряда естественно-научных, исторических и?искусствоведческих исследований выяснилось, что икона не?относится к?этому городу и?ее?аналогов в?Острове нет. Тогда мы?начали искать возможные варианты путей ее?перемещения,?— рассказала Ксения Тихомирова. —?Во?время Великой Отечественной войны Псков находился под оккупацией, и?в?феврале 1944 года эшелон, вывозивший через Латвию предметы культурного наследия, попал под артобстрел. Из?горящего вагона были спасены две иконы из?деисусного чина?— Иоанна Предтечи и?Николая Чудотворца, переданные в?1982 году в?собрание Даугавпилсского краеведческого и?художественного музея (Латвия). Икона Богоматери, вероятно, была потеряна при вывозе ценностей с?оккупированных территорий?.
На?оборотной стороне икон сохранилась проставленная во?время вывоза маркировка, упоминание о?которой встречается в?одном из?документов Федерального архива Германии, благодаря чему удалось установить, из?какой церкви они были изъяты?— храма Михаила Архангела города Пскова, первое упоминание о?котором встречается в?1339?году. Кроме того, в?запасниках Псковского музея-заповедника было обнаружено еще несколько икон неизвестного происхождения, вывезенных в?1944 году и?возвращенных спустя четыре года. На?обнаруженных иконах совпадала маркировка. Комплекс исследований позволил сопоставить все находки и?определить, что они принадлежат к?одному иконостасу.
?Для меня большая честь стать первым лауреатом такой знаковой награды. Хотелось?бы выразить большую благодарность всем людям, которые участвовали в?этом исследовании: музейным сотрудникам Даугавпилсского краеведческого и?художественного музея (директору Руте Гиптере, главному специалисту отдела истории Галине Карповне Веревочниковой), сотрудникам Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и?художественного музея-заповедника и?лично хранителю живописи Ольге Анатольевне Васильевой, проректору по?научной работе, заведующему кафедрой реставрации станковой живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Юрию Григорьевичу Боброву, моему научному руководителю?— профессору кафедры реставрации станковой живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Филиппу Юрьевичу Боброву, без поддержки которого это исследование не?смогло?бы состояться?,?— поделилась ассистент-стажер кафедры реставрации живописи Академии художеств имени Ильи Репина, художник-реставратор Государственного Эрмитажа Ксения Тихомирова.
Премия имени Бориса Борисовича Пиотровского Санкт-Петербургского университета была учреждена в?сентябре 2020 года и?присуждается молодым специалистам один раз в?два года за?вклад в?развитие научных исследований и?реализацию проектов в?сфере сохранения культурного наследия и?музейного дела в?Российской Федерации и?за?рубежом.
В?ходе технико-технологического исследования псковских икон XVI?века, проводившегося в?рамках ассистентуры-стажировки в?Академии художеств, Ксения Тихомирова изучала поперечные срезы?— микрочастицы красочного слоя, отобранные с?памятников живописи для изучения с?применением современных технологий. Авторы древних икон, написав образ, покрывали его олифой, которая в?условиях действующего храма, где постоянно горят свечи, за?50–60 лет темнела настолько, что изображение становилось невозможно разглядеть. Тогда мастера-поновители заново писали его по?контуру поверх авторского красочного слоя. Таким образом, со?временем икона превращалась в??слоеный пирог? из?многочисленных слоев краски и?олифы.
?Это исследование помогло подкрепить наши историко-искусствоведческие догадки, поскольку одна часть икон была раскрыта до?авторской живописи XVI?века, а?другая находилась под поздними записями. Сравнивать их?только визуально невозможно, поскольку раскрытие каждой иконы?— это долгий кропотливый труд, ― пояснила реставратор. ― Изучение красочного слоя на?микроуровне помогло увидеть на?поперечных срезах авторский слой и?сравнить образцы между собой визуально и?по?химическому составу?.