Специалисты 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 разработали уникальную методику воссоздания древних фресок
В Санкт-Петербургском университете продемонстрировали живописные реконструкции утраченных фресок церкви Спаса на Нередицком холме, построенной более 800 лет назад. Специалисты 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в области искусства рассказали о разработанной в Университете уникальной методике воссоздания древнерусских памятников.
Церковь Спаса на Нередице — один из самых знаменитых памятников монументальной живописи, без которого сегодня невозможно представить древнерусскую культуру. Храм, построенный в 1198 году, во время Великой Отечественной войны был разрушен практически до основания. После многочисленных бомбежек под завалами сохранилось лишь 15?% росписи церкви, а фрагменты фресок представляли собой 325 тысяч мелких обломков. Большинство из них были утрачены из-за неправильного хранения, поэтому реставраторам пришлось проделать титаническую работу, чтобы хотя бы приблизиться к внутреннему облику церкви.
Проект ?Связь времен? реализуется в Санкт-Петербургском государственном университете с 2006 года. В нем принимают участие специалисты 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 из различных областей, а также приглашенные эксперты из Государственного Русского музея, Новгородского музея-заповедника, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени?И.?Е.?Репина. Проекту оказывает поддержку Мариинский театр и декан Факультета искусств 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Валерий Гергиев.?
Несмотря на огромные усилия реставраторов?новгородского музея, в?интерьере храма были восстановлены только две композиции: ?Ктиторская? и ?Святая Великомученица Иулиания?. Однако полностью воссоздать внутреннее убранство церкви сегодня невозможно — слишком мало уцелевших фрагментов. Сегодня дать людям возможность увидеть лучшие образцы живописи XII века может только живописная реконструкция — уникальный метод, с помощью которого специалистам 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в рамках проекта ?Связь времен? удалось воссоздать фрески церкви Спаса на Нередице и приступить к реконструкции росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374?г.). На данный момент никто, кроме художников Университета, не использует данную технологию из-за ее сложности, однако именно этот способ делает реконструкцию максимально достоверной.
?Воссоздание фресок — очень трудоемкий процесс, ведь мы пытаемся максимально достоверно передать каждую деталь, — рассказала руководитель проекта "Связь времен", старший преподаватель 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Ласка. — Особенностью данного проекта, в отличие от распространенной практики условного приближения к документальным материалам, является максимальное приближение реконструкции к виду памятника в его первоисточнике, документальность, непосредственно позволяющая использовать результаты, в том числе и в дальнейшей практической работе по реставрации объекта?.
Полотна уже представили широкой публике на Московском Пасхальном фестивале, а с 7 мая результаты работы художников смогут увидеть и петербургские зрители в рамках выставки ?Связь времен?, которая откроется в Мариинском театре.
Только в 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 может быть реализован подобный междисциплинарный проект, который объединяет специалистов в области монументального искусства, архитектуры, реставрации, истории, искусствознания. Основными участниками проекта, создателями реконструкции являются художники-живописцы. Историк может нам сказать, где найти те или иные материалы, то же касается реставраторов, специалистов в области компьютерной графики и других экспертов. Церковь Спаса на Нередице была построена более восемь?веков назад и за это время претерпела многие перемены — пережила как этапы расцвета, так и трагические времена. Но мы надеемся, что с каждым днем нашей работы памятник возвращается к жизни.
Старший преподаватель 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Ласка
Процесс воссоздания рисунка состоит из нескольких этапов: первый — исследовательский, во время которого специалисты собирают документальные материалы (черно-белые фотографии, цветные копии фресок, созданные еще до начала Великой Отечественной войны, реставрационные материалы и археологические отчеты и т.?д.). Затем художники приступают к воссозданию живописи на холстах в реальном масштабе и в форме, максимально приближенной к подлиннику. И только потом на свет появляются уникальные художественные композиции в масштабе 1:1. В этой непростой работе принимают участие специалисты в области монументального искусства, архитектуры, реставрации, истории и искусствознания. Благодаря их кропотливому труду на данный момент удалось восстановить уже около 30?% уникальной росписи церкви Спаса на Нередицком холме.
Главным экспонатом московской выставки в холле Концертного зала имени П.?И.?Чайковского стала реконструкция фрески ?Страшный суд?. Как выяснили художники в процессе воссоздания рисунка, его сюжет и атмосфера оказались не такими мрачными и пугающими, как считалось ранее, а наоборот — достаточно светлыми и вдохновляющими.
Экспозиция в Мариинском театре станет своего рода продолжением выставки, которая 1 мая открылась в рамках XV Московского Пасхального фестиваля. Как отметила Татьяна Ласка, полотна вызвали большой интерес у публики, поэтому было решено представить уникальную работу и петербургским зрителям. Они увидят другие, не менее значимые работы специалистов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入: две живописные реконструкции фресок ?Крещение? и ?Рождество Христово?, воссозданные в реальном размере на холстах (3 на 5 метров). В экспозицию также войдут аутентичные копии древнерусских фресок.
К тому же посетителям представят информационные планшеты, рассказывающие об истории? восстановления церкви. Гости выставки смогут своими глазами увидеть, как ценнейший памятник древнерусского искусства был трагически разрушен во время Великой Отечественной войны и как много времени понадобилось художникам и реставраторам, чтобы хотя бы частично восстановить уникальное убранство храма.