Открыть для себя нечто новое и найти междисциплинарные темы: какие задачи решает современная теология?
Сегодня теология как научная отрасль получает признание в российских вузах, а вопросы ее преподавания начинают широко обсуждаться на международных конференциях, участниками которых становятся представители разнообразных научных направлений. В интервью для сайта 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 ректор Заокского университета Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Борис Протасевич рассказал о том, где смогут найти себя выпускники теологических образовательных программ и как могут взаимодействовать в области их подготовки светские и духовные учебные заведения.
Почему, на?ваш взгляд, в?российском академическом сообществе теологию стали признавать относительно недавно? И?чем отличается взаимодействие ученых-теологов с?различными представителями академических направлений в?России и?за?рубежом?
Одна из?причин заключается в?том, что до?революции в?наших университетах не?сформировалось теологическое образование. Как мы?знаем, Санкт-Петербургский университет был основан в?1724 году вместе с?Академией наук по?указу Петра Первого, который за?время своего 30-летнего правления провел ряд серьезных реформ, оказавших сильное влияние на?развитие России, и?в?частности высшего образования. Первыми профессорами, приезжавшими в?Россию по?приглашению Петра Алексеевича и?следующих правителей, были католики и?отчасти протестанты, а?поскольку страна была православной, теологию (или, как ее?тогда называли, богословие) преподавали в?основном в?духовных училищах, семинариях. В?связи с?этим университеты стали в?большей степени светскими учебными заведениями. Советский?же период ознаменовался ленинским декретом об?отделении церкви от?государства и?привел к?господству атеистической идеологии. Естественно, это не?давало никакой возможности появления теологического образования в?научной среде, а?людей верующих зачастую вообще называли мракобесами. Целое поколение отечественной профессуры было взращено на?принципах марксистско-ленинской идеологии, и, прежде чем мы?могли хотя?бы даже начать говорить о?признании теологии наукой, оно должно было смениться.
Говоря об?отличиях от?зарубежных коллег, следует отметить, что на?Западе взаимодействие ученых-теологов с?различными представителями академических направлений сложилось давно. Более того, западные университеты появлялись и?формировались как раз на?базе теологии: первыми факультетами были факультеты теологии, медицины, философии и?права. Как мы?видим, фундамент для совместной работы закладывается уже тогда, при появлении первых европейских университетов. У?нас?же такой традиции не?было, поэтому взаимодействие носит подчас неровный, осторожный характер, можно сказать, идет зондирование почвы. Кроме того, некая двусмысленность трактовки закона о?свободе совести и?о?религиозных объединениях также не?позволяет говорить о?нормальном взаимодействии теологии и?светских ученых. Также я?хотел?бы обратить внимание на?еще один момент. Западная и?восточная церковь отличаются своим характером богословия. Западная более реалистична: возьмем в?качестве примера ?Сумму теологии? Фомы Аквинского, она четко представлена и?логично выверена. А?теология восточной церкви по?своей природе более мистична, что уже является фактором, препятствующим появлению теологии в?университете,?— разве могли светские ученые воспринимать мистическое богопознание? Все это, на?мой взгляд, и?является причиной того, что теологию в?нашей академической среде стали признавать относительно недавно.
Могут?ли, как вам кажется, сотрудничать светское и?духовное учебные заведения? Каких результатов они могут достигнуть вместе?
Светские и?духовные образовательные системы не?просто могут, а?должны взаимодействовать, обогащая друг друга посредством обмена опытом, информацией, образовательными методиками и?технологиями. Учебные учреждения, созданные церковью, стремятся к?повышению качества образования, созданию такой среды, которая содействует раскрытию личностного потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, созиданию активной жизненной позиции обучающихся. Воспитательные методы, основанные на?взаимном уважении и?поддержке, способы профилактики разрушающих физическое и?психологическое здоровье детей привычек могли?бы обогатить практику светских учебных заведений. Поэтому взаимодействие религиозных и?светских образовательных учреждений будет способствовать повышению эффективности их?усилий, приобщению молодежи к?здоровому образу жизни, к?высоким морально-этическим ценностям, формированию здоровых привычек, привитию вкуса к?эстетическим ценностям и?культурным традициям нашей страны.
Какие направления сотрудничества с?Санкт-Петербургским университетом вы?считаете наиболее перспективными?
Прежде всего это работа над созданием паспорта специальности ?теология протестантизма?. Мы?планируем начать с?разработки магистерской программы, соответствующей федеральным государственным стандартам, и?уже подали первый проект образовательной программы для ознакомления в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Кроме того, в?России нет аспирантуры и?докторантуры по?протестантскому богословию, и?многие наши преподаватели были вынуждены получать научные степени за?границей. Хотелось?бы, чтобы в?будущем доктора наук в?богословии могли пройти повторную защиту на?базе Санкт-Петербургского университета и?получить уже российскую степень.
Также мы?договорились с?ректором Университета Николаем Кропачевым о?создании в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 библиотеки Заокского университета. Она будет включать литературу по?разным направлениям?— естественному систематическому богословию, различным взглядам на?комментарии к?Священому Писанию, издания, касающиеся вопросов воспитания детей, философии образования, и?многие другие книги, которые мы?хотим передать в?рамках нашего соглашения. Мы?подготовили около 150 экземпляров и?сейчас решаем вопрос о?том, как они будут доставлены в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.
Еще одной областью сотрудничества станет совместное проведение научно-практических конференций и?выпуск публикаций наших ученых в?изданиях 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?Заокского университета.
Как выдумаете, какие перспективы откроются перед теми, кто освоит специальность ?теология протестантизма??
Наука не?может существовать в?рамках отдельно взятой страны, и?сегодня предпринимаются серьезные усилия для интеграции российской науки в?мировое научное сообщество, где она должна занять, на?мой взгляд, достойнейшее место. Протестантизм ― это вторая по?численности конфессия в?мире после католичества. Протестантскими учеными-богословами создано множество фундаментальных трудов по?теологии, поэтому невозможно всерьез говорить о?христианской теологии в?целом, не?учитывая это огромное богословское наследие.
Перспективы для выпускников открываются прежде всего в?фундаментальных исследованиях в?сфере государственно-конфессиональных отношений, взаимодействия государственных организаций с?религиозными организациями, в?том числе протестантскими деноминациями, и, конечно?же, в?сфере экспертно-консультативной деятельности. Хотел?бы отметить, что еще восемь лет назад, по?заключению известного религиоведа Романа Лункина, около 18?% от?числа всех зарегистрированных религиозных объединений были протестантскими. На?2014 год в?России насчитывалось около трех миллионов протестантов. На?мой взгляд, это достаточно большое количество людей, которые ходят в?церковь не?от?случая к?случаю, а?еженедельно посещают богослужения и?стараются вести достойный духовно-нравственный образ жизни. В?нашей стране действует несколько протестантских учебных заведений, и?появление паспорта по?протестантской теологии, создание программ магистратуры и?аспирантуры поможет готовить для них научные кадры.
На?пленарном заседании конференции ?Теология в?научно-образовательном пространстве: задачи и?решения? с?докладами выступали не?только богословы, но?и?ученые. Как, на?ваш взгляд, могут реализовать себя в?теологии уже состоявшиеся научные работники?
Знаете, я?долго думал над этим вопросом. Герман Греф однажды высказал такую мысль, что каждые десять лет мы?должны менять сферу деятельности и?пробовать себя в?чем-то новом. Например, историк может начать изучать финансы, а?экономист?— философию. Я?считаю, что наши ученые тоже должны в?этом плане расти. Например, преподаватели философии и?истории могут попробовать посмотреть на?некоторые вопросы, которые они изучали много лет, с?богословской позиции и?найти междисциплинарные темы для исследований. Теология ― не?просто одна из?наук, это духовное исследование человека. Нет предела для совершенствования, и?иногда даже светские ученые могут открыть для себя нечто новое в?теологии и?богопознании.
188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?Заокский университет Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в?будущем также планируют работать над совместной организацией и?проведением конференций. Какие вопросы вы?хотели?бы обсудить на?этих площадках? Ученые из?каких отраслей науки получат приглашение принять участие в?дискуссиях?
Думаю, надо начать с?таких тем, которые?бы проливали свет на?историю протестантского течения в?России, например, одну из?них можно сформулировать как ?Протестантизм в?российском обществе: история и?современность?. Очень важно формировать мировоззрение, способствующее устойчивому, бесконфликтному развитию российского общества и?создающее позитивную повестку на?будущее, особенно в?нашем многонациональном и?поликонфессиональном государстве. А?вот что касается привлечения специалистов, то?думаю, что можно приглашать не?только философов или историков, но?и?религиоведов, и?социологов. Научные конференции представляют широкое поле для обсуждения разнообразных вопросов?— например, взаимодействия светского и?религиозного образования в?рамках решения острейших социальных проблем?— воспитания детей, утверждения традиционных ценностей и?здорового образа жизни. Мы?могли?бы организовать совместное проведение социологических опросов, касающихся религиозной свободы, а?затем представить их?результаты к?обсуждению на?научной конференции. Конечно, нам интересны филологи и?востоковеды, поскольку наш университет готовит в?том числе и?переводчиков, а?на?богословском факультете наши студенты изучают древние языки.
Расскажите, где сегодня работают ваши выпускники? В?своем выступлении на?конференции вы?упоминали, что они могут стать не?только служителями церкви, но?и?преподавателями школ.
Заокский университет сформировался на?базе Заокской духовной академии, выросшей из?Заокской семинарии, и?открытого в?2003 году Заокского христианского гуманитарно-экономического института. Раньше мы?готовили служителей церкви и?капелланов, которые могут работать в?больницах и?посещать тюрьмы, поскольку в?то?время религиозным образовательным организациям нельзя было выпускать других специалистов, а?в?2017 году получили аккредитацию на?всю расширенную группу педагогики. Это очень важно для нас и?связано в?первую очередь с?тем, что мы?как церковь придаем большое значение образованию. На?сегодняшний день в?мире существует 115 высших учебных заведений Адвентистской церкви и?большое количество школ. Поэтому перед нашим университетом была поставлена задача готовить педагогические кадры, которые соответствовали?бы всем морально-этическим и?духовно-нравственным нормам педагога. Сегодня наши выпускники работают в?светских и?церковных общеобразовательных школах, в?музыкальных учебных заведениях, а?некоторые выбирают профессию переводчика и?устраиваются на?работу в?фирмы, где требуется знание иностранных языков.