Есть ли место праву в виртуальной реальности: доцент 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владислав Архипов успешно защитил докторскую диссертацию
Еще одна докторская диссертация успешно защищена онлайн в Санкт-Петербургском университете. Работа была посвящена теме пределов права в условиях медиального поворота — цифровой трансформации общества. Научным консультантом выступил профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Игорь Козлихин.
Мы?поговорили с?автором исследования, доцентом 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владиславом Архиповым о?границах виртуального и?реального, ловле покемонов, самоизоляции и?впечатлениях от?защиты ?в?прямом эфире?.
В?диссертации вы?пишете, что развитие интернет-технологий, социальные сети, мессенджеры поставили перед нами новые правовые вопросы.
Строго говоря, в?работе речь идет именно об?одной универсальной проблеме, и?она, полагаю, существует столько?же, сколько существует медиапространство в?любом виде, однако актуализируется и?осмысливается она только сейчас, и, конечно, это связано с?цифровой трансформацией общества. Я?бы выделил два главных фактора?— с?технической точки зрения, это появление технологий виртуальной и?дополненной реальности, а?с?социальной точки зрения, это переизбыток информации, информационный шум и?все то?прочее, что соотносят со?словом ?постправда?. В?этих условиях некоторые серьезные вещи по?привычке воспринимаются несерьезно, и?наоборот.
Можете привести несколько примеров?
Остановлюсь на?тех, что относятся к?отправной точке исследования,?— играх. Мне кажется, что очень хороший пример?— уже немного подзабытая игра, основанная на?технологии дополненной реальности, Pokémon Go. С?одной стороны, это вроде?бы несерьезная игра, с?другой стороны, покемоны размещаются как?бы в?реальном мире и?действия, связанные с?игрой, могут ненароком привести к?реальным последствиям. Получается, что в?такого рода играх есть элемент ?серьезности? в?специальном смысле исследования и?это не?просто игры. С?другой стороны, есть практика, в?которой в?результате ошибки к?исключительно игровым или несерьезным вещам применяются совершенно реальные нормы, что противоречит здравому смыслу и?нуждается в?объяснении.
В?работе вы?упоминаете и?отдельные проблемы, которые кажутся курьезными, но?в?действительности это серьезный вызов. Почему?
Да, я?начинаю рассуждение в?целом с?позиций обыденного здравого смысла, который часто относится к?игре как чему-то несерьезному в?обыденном восприятии. Вероятно, именно поэтому такие случаи, как, например, блокировка сайта, посвященного компьютерной игре, по?тому?же основанию, по?которому ограничения налагаются в?отношении ресурсов, которые распространяют действительно неправомерную информацию, выглядят как некое досадное (иногда, может быть, даже занятное?— хотя в?таких случаях владельцу сайта не?до?смеха) недоразумение или техническая ошибка. Однако, на?мой взгляд, такие случаи представляют собой все?же отражение общей универсальной проблемы, которая может быть по-иному выражена как проблема поиска неких смысловых границ права, того разумного предела, после которого применение права будет попросту абсурдным.
Граница между реальным и?виртуальным больше не?такая крепкая? Право проникло и?в?новую реальность тоже?
Да, можно сказать и?так. Помните, в?начале распространения интернет-технологий (я?бы сказал, что в?России это период не?раньше начала 2000-х), когда для большинства граждан они представляли собой нечто вроде малознакомой субкультуры, бытовало мнение о?том, что применять реальные правовые нормы к?отношениям в?интернет-среде (даже не?только в?играх) очень странно? Сейчас об?этом подходе вспоминают мало, поскольку взаимодействие, предметом которого являются реальные социальные ценности, очевидно переместилось в?цифровую среду. В?то?же время, не?всегда ясно, где речь идет о?чем-то ?настоящем?, а?где?— симулякр. Действительно, в?некотором смысле право неизбежно проникло в?новую реальность, хотя это не?единственная возможная метафора. Само по?себе это уже давно не?новость, а?вот чего не?хватает (или не?хватало)?— так это некой универсальной концепции, которая позволила?бы отличить в?цифровом медиапространстве настоящее от?ненастоящего.
В?диссертации предложено решение глобальной задачи в?ответ на?глобальные вызовы, с?которыми сталкивается современное общество, не?только в?России, но?и?во?всем мире. В?качестве вывода Владислав предлагает теоретическую модель, объясняющую, где реальность, а?где?то, что право может считать несерьезным и?игнорировать.
Декан юридического факультета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Сергей Белов
В?своей работе вы?пришли к?выводу, что не?все в?интернет-реальности должно регулироваться правом. Какие есть исключения и?почему?
Да, мне кажется, что сама идея такого рода исключений подчас настолько очевидна, что о?ней даже не?принято говорить. Если продолжать исходные примеры из?игрового контекста, то?самый наглядный пример, на?мой взгляд,?— это так называемая виртуальная собственность (подчеркну, что это неюридическое понятие, хотя этимологически оно основано на?видимой аналогии с?реальной собственностью). В?случае если вы?играете в?однопользовательскую игру, то?все то?игровое золото, которое вы?получаете в?игре, разумеется, является исключительно плодом вашего воображения, которому ?помогает? программное обеспечение. Однако если вы?играете в?многопользовательскую игру, то?ситуация иная?— появляются другие субъекты, коммуникация, и, особенно в?тех случаях, когда виртуальные предметы включаются в?оборот за?реальные деньги, становится ясно, что применение реального права по?крайней мере нельзя исключать. Судебная практика, однако, показывает, что это все?же не?совсем ясный момент. И?при этом, на?самом деле, суть проблемы вовсе не?в?том, что речь идет об?играх. Не?так важно, является?ли какая-либо практика игрой (в?техническом смысле слова) или нет. Важно другое?— является?ли предмет отношений в?коммуникации между субъектами ?токеном? какой-либо общезначимой в?рамках определенного общества ценности. Деньги как раз представляются наиболее простым и?понятным примером такого ?токена? (они представляют собой абстрактный и?обмениваемый символ ценности, как минимум материальных ресурсов). Собственно, в?работе и?предлагается идея, согласно которой?то, что не?должно регулироваться правом (и?прежде всего, конечно, в?медиареальности),?— это?то, что не?имеет такой ценности (необязательно денежной, речь идет в?том числе и?о?социальном капитале), и?одновременно?то, чему не??сообщена? посредством реального права подобная ценность искусственно. Причем есть случаи, когда что-то в?интернет-реальности не?должно регулироваться правом в?принципе, а?есть случаи, когда это ?что-то? должно регулироваться не?теми правовыми нормами, о?которых из-за какого-либо внешнего сходства предметов мы?думаем изначально (например, мне все?же кажется неправильной идея применять положения гражданского права о?собственности в?отношении виртуальной собственности, хотя именно о?таком подходе можно подумать в?начале анализа данной проблемы).
Какие явления уже перешли из?реальной жизни в?виртуальную и?как нам с?ними уживаться?
Вопрос невозможен без дополнительных пояснений относительно того, что мы?понимаем под словом ?виртуальный?. Если речь идет о?сугубо технологическом понятии, то?можно сказать, что речь идет об?очень многих явлениях (можно даже сказать, что реальную жизнь они и?не?покидали, просто виртуальная среда стала еще одним ?посредником? для реальных отношений). Например, оскорбление в?социальной сети?— это не?просто обстоятельство из?числа неприятных реалий интернет-коммуникации, а?то?же самое оскорбление, что было известно праву и?ранее. Возвращаясь к?примерам из?игровой индустрии, если в?игре идет активная торговля чем-то за?реальные деньги или, например, формируется игровое сообщество, лидер которого обладает влиянием на?игроков (а не аватары игроков в виртуальном мире), то?данные отношения уже не?относятся к?несерьезным. Некоторые авторы (скажем, Эдвард Кастронова), изучающие игры, например, даже выступали против такого превращения игр в?нечто серьезное, поскольку это посягает на?эстетическую ценность игр как чего-то несерьезного, в?чем и?заключается их??высокое предназначение?.
Как вы?отнеслись к?онлайн-формату защиты? Какие у?вас впечатления от??прямого эфира??
Мне понравилась идея защиты онлайн, поскольку и?такой способ тоже, наряду с?очным, позволяет обеспечить должный уровень открытости и?публичности. Например, после защиты я?узнал, что процесс смотрели некоторые коллеги из?зарубежных стран. В??прямом эфире? в?собственном и?переносном смысле я?был не?первый раз, однако, пожалуй, это был первый раз, который требовал такого интеллектуального напряжения и?концентрации,?— в?этом смысле все было так?же, как если?бы я?присутствовал в?зале физически. Как раз соответствует идее, выраженной в?диссертации,?— все было настоящее, а?онлайн-формат?— это медиа для реальной научной коммуникации.
Сложно?ли защищаться в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 по?собственным правилам?
Думаю, что оценка сложности защиты в?целом зависит от?того, с?чем сравнивать, но?полагаю, что можно сказать, что?да, сложно, как минимум потому, что члены диссертационного совета, формируемого по?правилам 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, все выступают как оппоненты, детально изучающие текст представленной работы и?формирующие критические замечания. Кроме того, члены совета?— специалисты по?области знаний, соответствующей именно тематике диссертации, что также отличает собственные советы 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?повышает уровень защит.
?Эта работа, без сомнения, имеет значительный потенциал полезного применения не?только в?России, но?и?во?всех других странах. Ведь перед каждой правовой системой стоят вопросы, лежащие в?основе диссертации: как интерпретировать имеющие юридическую силу правовые тексты в?ситуациях, когда буквальное применение кажется неразумным, как регулировать отношения по?поводу материала, являющегося частью вымышленного повествования или фантазийных онлайн-игр. Диссертация представляет собой удивительно скрупулезное и?тщательное исследование этих тем, основанное на?убедительном и?широком междисциплинарном подходе, и?во?всей работе прослеживается внимание к?проблемам реального мира?,?— член диссертационного совета, профессор Университета Миннесоты (США) Брайан Бикс.
Как пандемия повлияла на?вашу работу, научную деятельность и?жизнь в?целом?
На?работу и?научную деятельности как таковые пандемия повлияла не?особенно, если не?считать переход на?онлайн-формат занятий и?встреч. Поскольку в?режиме самоизоляции освободилось время, которое я?раньше тратил на?дорогу, фактически работать я?стал больше. Но?самое главное, что меня стала больше видеть моя семья, пусть и?в?основном работающим в?специально отведенном для меня уголке. Раньше в?будние дни меня видели в?основном утром перед уходом на?работу, поскольку я?часто возвращался с?работы настолько поздно, что все уже спали. Это очень позитивно сказалось на?семейной атмосфере.
Как вам кажется, насколько проще человечеству переживать эпидемию сейчас, чем, например, в?середине прошлого столетия? Вы?много пишете про развитие интернет-технологий, можно?ли вообще трезво оценить их?необходимость в?2020?году?
Подчеркну, что я?не?говорю о?том, что сейчас человечеству переживать эпидемию в?принципе легко, но?позволю себе предположить, что в?середине прошлого столетия ее?было?бы переживать не?в?пример сложнее. Разница, среди прочего, как раз и?заключается в?интернет-технологиях: с?их?помощью можно сохранить рабочий процесс, конечно, не?во?всех, но?в?очень многих индустриях?— и, что важно для всех нас, в?образовательной деятельности. Как реализовать это эффективно?— вопрос другой, я?сейчас говорю только об?общем принципе и?условиях.
Какие у?вас планы теперь? Знаю, что вы?увлекаетесь компьютерными играми, будут?ли в?этом году рекорды и?в?этой сфере тоже? Или сосредоточитесь на?науке?
Что касается дальнейших планов, то, пожалуй, они были предопределены заранее, поскольку сейчас я?занимаюсь работой над запланированным еще в?начале года новым онлайн-курсом для платформы Coursera. То, что компьютерные игры?— мое хобби, это, мягко говоря, не?секрет, однако я?совершенно не?ожидаю в?этой сфере каких-либо рекордов, потому что рекорды здесь, как и?везде, требуют большого времени и?самоотдачи, а?этого я?позволить себе не?могу. Разве что не?могу исключить, что какой-нибудь рекорд будет поставлен мимоходом или случайно.