Дамир Мухетдинов: Междисциплинарность в исламоведении способна принести колоссальную пользу российской науке
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов стал профессором 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. В интервью известный общественный деятель и богослов рассказал об особенностях петербургской школы исламоведения, а также о том, как востоковедческое образование 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 оценивают в Европе.
?
Вы?широко известны не?только как общественный деятель и?ученый, но?и?как авторитетный богослов. При столь высокой загрузке сложно?ли было принять решение присоединиться к?корпусу научно-педагогических работников Университета?
Для меня большая честь стать профессором Санкт-Петербургского государственного университета. На?протяжении последних десяти лет мы?имеем тесные контакты с?вузом, реализуем поставленные Правительством РФ?программы по?подготовке специалистов с?углубленным изучением истории и?культуры ислама. Для меня также было важно, что мой кумир?— выдающийся историк и?тюрколог Хусаин Фаизханов?— был связан с?Университетом с?момента основания восточного факультета.
Хусаин Фаизханов из?нижегородских татар, и?поэтому, изучая его наследие и?зная, какой вклад он?внес в?развитие Санкт-Петербургского университета, исламоведческую и?востоковедческую традиции, науку, мне было очень приятно, что в?какой-то степени я?повторяю его путь.
188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— это классический университет. В?нем в?полной мере реализуется принцип междисциплинарности, который позволяет вне зависимости от?программы получать компетенции в?самых различных областях. Насколько, по?вашему мнению, для молодого исламоведа важно иметь компетенции в?смежных науках?
В?свое время академик Крачковский справедливо, на?мой взгляд, отметил, что профессиональному востоковеду нужно знать несколько десятков языков, причем не?только восточных, но?и?европейских. Занимаясь педагогической деятельностью, мы?понимаем, что в?процессе того, как они получают теологическое образование и?становятся имамами, им?важно посмотреть на?ислам со?стороны,?— так, как смотрят на?него представители академической науки. Поэтому разные направления?— все те?науки, которые помогут человеку в?познании мира, познании себя в?мире и?дальнейшем открытия для себя Бога, способствуют духовному росту человека. Поэтому мы?ни?в?коем случае не?пытаемся ограничить подготовку наших имамов (это я?говорю как ректор Московского исламского института). Изучая смежные дисциплины, исламоведы способны принести колоссальную пользу российской науке.
Вы?часто выступаете с?лекциями за?пределами России. В?том числе в?различных европейских вузах. Насколько образовательные, востоковедческие и?исламоведческие традиции сегодня в?России в?целом и?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в?частности отличаются от?подхода европейских коллег?
На?сегодняшний день в?европейском исламоведении, так?же как и?в?США, наблюдается?то, что можно было?бы назвать ?исламизацией знаний?. Многие мои коллеги, доктора наук, которые трудятся на?разных факультетах, одновременно являются теологами, богословами, где-то, может быть, даже совмещая религиозную практику. Посмотрите на?Тима Винтера из?Кембриджского университета?— это один из?топовых исламоведов Западной Европы. Еще один пример можно привести с?профессором Тюбингенского университета Лейлой Демири. Одновременно это специалисты-теологи, которые могут прочитать пятничную молитву, проповедь перед паствой, перед верующими прихожанами, а?с?другой стороны?— это профессиональные исламоведы.
У?нас в?России наметились только первые шаги, когда в?разных вузах страны (МГУ, 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, КФУ) приглашаются именно мусульманские теологи, сначала для чтения отдельных лекций, а?в?перспективе?— с?дальнейшим трудоустройством, с?привлечением к?постоянной работе.
Европейская традиция соблюдает такие принципы, как плюрализм и?открытость. Они проводят серьезные полевые исследования, занимаются изучением местных мусульман. В?Западной Европе?— во?Франции, в?Великобритании, в?Германии?— одна из?главных проблем?— это подготовка священнослужителей. Десятилетиями они приглашали религиозных деятелей из?стран Северной Африки. Отсюда?— проповеди экстремистского содержания в?ряде европейских мечетей. Европейские коллеги изучили российский опыт, как мы?готовим своих духовных деятелей, и?они не?скрывают, что этот опыт они используют. Так, например, в?Германии пытаются жестко на?законодательном уровне ограничить работу имамов, если они не?имеют местного образования. В?свое время Владимир Владимирович Путин встречался с?лидерами духовных организаций в?Уфе, в?Москве и?затем в?Казани?— и?он?трижды повторил за?три встречи одну и?ту?же мысль: необходимо воссоздать собственную исламскую богословскую школу. На?мой взгляд, президент поставил очень четкую задачу.
Важно понимать, что российские мусульмане отличались тем, что в?XIX–XX веке они смогли создать собственную школу.
Она стала явлением не?только в?масштабах нашей страны?— такая модернистская мусульманская мысль задала тренды для стран Ближнего Востока. Считается, что все модернистские идеи вышли от?Мухаммада Абдо шейха аль-Азхара, но?если мы?посмотрим на?того?же Хусаина Фаизханова?— а?он?родился на?20?лет раньше,?— в?его трудах мы?уже прослеживаем?то, что сейчас называется ?исламским модерном? и?в?более поздний период ?неомодерном?.
Российские мусульмане?— это автохтонное, коренное население. Европейцы почему-то не?гнушаются использовать потенциал религиозных организаций более серьезно. У?нас так?же происходит с?РПЦ?— открываются многочисленные теологические кафедры (более чем в?40?университетах) и?привлекаются профессиональные религиозные деятели, священнослужители. В?отношении?же ислама очень много фобий, страхов, опасений. Сегодня крайне важно, что теология была утверждена как отрасль науки и?мы?получили возможность защищать кандидатские и?докторские диссертации в?этом направлении. Я?считаю, что это прорыв, потому что на?всей территории России сейчас всего два доктора шариатских наук. Причем так как у?нас нет договорных отношений с?ближневосточными университетами, то?их?ученые степени в?нашей стране не?учитываются. Можно сказать, что в?нашей стране нет ни?одного доктора исламской теологии.
Ранее мы?пытались отойти от?зарубежного образования, не?посылая на?Ближний Восток наших ребят, но?в?итоге перехитрили сами себя. Теперь их?богословы приезжают сюда, якобы будучи проверенными со?стороны регулирующих органов. Но?я?сам учился в?Саудовской Аравии, в?Институте арабского языка, и?понимаю, что какими?бы хорошими иностранные преподаватели ни?были, они остаются носителями своей культуры, своей ментальности.
Те?усилия, которые сегодня предпринимают ректор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Николай Кропачев и?декан восточного факультета Михаил Пиотровский по?развитию российского исламоведения, крайне важны. Концепция исламского образования, разработанная несколько лет назад при участии ученых-исламоведов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, создала основу для такого обучения. Это уникальный опыт. По?крайне мере, когда я?своим коллегам из?Германии и?Великобритании привожу в?пример проводимую здесь работу, я?вижу, сколько это у?них вызывает эмоций и?восторга. Они считают, что это продвинутая практика, если 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 пошел на?такой шаг, на?эксперимент по?подготовке мусульманской элиты, мусульманских теологов и?специалистов.
Если вы?посмотрите на?сложившуюся ситуацию не?как профессор, не?как ученый-исламовед, а?как потенциальный работодатель для будущих исламоведов, которые выйдут с?дипломом Санкт-Петербургского университета. Хотели?бы видеть выпускников у?себя как работодатель? Можно?ли говорить, что у?них есть конкурентные преимущества?
Глава Духовного управления мусульман России муфтий Равиль Гайнутдин на?всех встречах с?представителями и?светской власти, и?общественных организаций подчеркивает, что все его окружение?— это кандидаты и?доктора наук, выпускники двух ведущих вузов нашей страны?— МГУ и?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Если честно, я?себе по-другому представить не?могу, для меня диплом 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— не?просто атрибут престижа, это знак качества. И?молодых талантливых ребят, которые получают хорошее религиозное образование, мы?однозначно нацеливаем на?то, что если они хотят стать профессионалами с?большой буквы, то?они должны поступить в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.
Я?также являюсь старшим научным сотрудником Института стран Азии и?Африки МГУ и?профессором 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Если сравнивать подготовку студентов, я?вижу очень серьезный основательный подход, поэтому мы?стараемся больше внимания уделить тем ребятам, которые живут, учатся и?работают в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. И?передо мной как перед работодателем и?человеком, ответственным за?эту программу, встает важный моральный вопрос?— а?кого мы?выпустим?
Недавно в?беседе с?одним профессором Папского Григорианского университета мы?обсуждали подготовку священнослужителей. Я?спросил, уверен?ли он?в?том, что произойдет в?результате комбинации религиозного и?светского образования? Не?победит?ли светское начало? Получив хорошее академическое образование, не?скажут?ли имамы мне как работодателю: ?Дамир хазрат, мы?вас уважаем, мы?готовы служить исламу, но?только не?в?мечети, не?в?медресе, не?на?религиозном поприще, а?где-нибудь на?том?же востфаке, в?академической науке или на?госслужбе. Мы?себя уже никак не?ощущаем имамами?. И?для меня это очень важно, потому что я?вижу современного имама как человека, хорошо владеющего как минимум пятью языками?— восточными и?европейскими, русским языком, родным своим языком, который понимает все веяния времени, разбирается в?политологии, социологии, других науках и?при этом является имамом. Для него нет проблемы надеть чалму, надеть традиционный халат и?выйти к?пастве, говорить с?ней, переформатироваться из?исламоведа в?теолога. И?так, что ему никто не?скажет: ?Молодой человек, вы?же на?пятничной молитве, вы?обращаетесь к?десяткам тысяч людей, которые хотят от?вас услышать не?изречения академика Крачковского, Бертельса и?других, а?хотят аяты Корана, хадисы Пророка и?т.?д.?.
Очень важно, что школа Санкт-Петербургского университета продолжает те?начинания, которые были заложены в?середине XIX века академиком Казембеком и?Хусаином Фаизхановым. Поэтому академическая наука?— текстология, изучение Корана, хадисов, первоисточников, привлечение специалистов с?мировым именем, которые работают в?Университете, таких как профессор Кныш, восхищает.
Не?секрет, что занятия с?будущими исламоведами лично проводит в?том числе и?Михаил Борисович Пиотровский. И?не?где-нибудь, а?в?Эрмитаже. Бывали?ли вы?на?таких занятиях? И?как вы?думаете, осознают?ли обучающиеся, насколько им?повезло?
Этот сюжет я?привожу в?пример на?всех площадках?— в?Европе, Азии, России. Особенно часто я?обращаюсь к?нему, когда выступаю на?большую аудиторию, например в?селах или крупных городах перед десятками тысяч людей.
Мне звонят студенты и?говорят: ?Вы?не?поверите, где?мы. Мы?в?кабинете Михаила Борисовича, прямо в?Эрмитаже, и?он?лично нам читает лекцию?. Я?задаюсь вопросом: могли?ли эти ребята из?провинциальных городов и?районов представить, что когда-нибудь сам Михаил Борисович Пиотровский в?своем рабочем кабинете будет читать им?лекции. Это уникально. Это та?возможность, которую нам подарило государство, возможно, не?все до?конца это понимают, но?я?лично осознаю, что если из?этих ребят хотя?бы 40?вольются в?российское исламоведение, востоковедение, теологию, то?мы?сможем закрыть пробелы и?обозначить ключевые направления научной деятельности. Михаил Борисович уже сам по?себе живая легенда, и?мне часто помогает ссылка на?его авторитет, чтобы показать на?каком профессиональном уровне в?Университете идет преподавание основ ислама, исламоведения и?востоковедения.