Пионеры супрематизма. Проект Вербовка 100
В ?Музее В.?В. Набокова? 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 открывается выставка ?Пионеры супрематизма. Проект Вербовка 100?.
Вербовка (ударение на?первый слог)?— село неподалеку от?Киева, в?котором в?начале?ХХ века Натальей Михайловной Давыдовой, энтузиастом народного искусства и?художником-авангардистом, была основана артель вышивальщиц. Подобные мастерские народных художников, вдохновляясь, в?частности, идеями школы ?Искусств и?ремесел? (У.?Моррис, Дж. Рёскин), открыли в?предыдущие годы Е.?Г.?Мамонтова в?Абрамцеве под Москвой и?М.?К.?Тенишева в?Талашкине под Смоленском. В?отличие от?них, Давыдова, сама художник, привлекла к?работе выдающихся мастеров: Нину Генке и?Александру Экстер.
В?конце 1915 года в?Москве с?огромным успехом состоялась ?Выставка Современного Декоративного Искусства Южной России?. Уже в?этой выставке, как автор эскизов для вышивок, наряду с?Александрой Экстер, Ксенией Богуславской, Георгием Якуловым и?Иваном Пуни, принимал участие и?Казимир Малевич. Современные исследователи выявили любопытнейший приоритет этого проекта: как известно, легендарный ?Черный квадрат? Малевича был представлен публике только 1?января 1916 года (на??Последней футуристической выставке картин "0,10"? в?доме Адамини), тогда как в?Москве работы Малевича и?его коллег были экспонированы 6?ноября 1915 года?и, таким образом, именно это и?был дебют супрематизма. Вместе с?тем это было, по-видимому, самое масштабное по?количеству экспонатов выступление супрематистов. Наконец, примечательный парадокс заключался в?том, что это был масштабный выход авангарда к?вещности: беспредметное искусство обретало предмет. В?историческом 1917 году прошла вторая выставка.
Сто лет спустя художники Анна Толстикова и?Юлия Анищенко инициировали воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных мастерицами Вербовки по?эскизам классиков русского авангарда. Более того, к?проекту были подключены как профессиональные художники, так и?любители вышивки из?нескольких стран.
Выставка проходит в?петербургском Музее В.?В. Набокова. В?детстве и?юности, на?протяжении шести с?лишним лет, Набоков был учеником знаменитой петербургской частной школы?— Тенишевского училища, основанного той самой княгиней Тенишевой, которая была одновременно в?числе пионеров создания в?России народно-художественных мастерских (Талашкино). В?Тенишевском училище 12?февраля 1916 года (через месяц с?небольшим после выставления ?Черного квадрата? и?через 3?месяца после выставки артефактов и?эскизов из?Вербовки) Казимир Малевич, совместно с?другим участником супрематистских проектов, Иваном Пуни, выступил с?публичной лекцией ?Кубизм?— футуризм?— супрематизм?. Неизвестно, присутствовал?ли на?лекции юный Набоков; можно предполагать, что он?не?слишком интересовался авангардным искусством. Однако в?зрелом творчестве Набоков не?раз отзывался на?открытия и?художественную практику авангарда. Реакция в?основном была саркастической или негативной, но?наряду с?этим прочитывается и?ревнивое внимание Набокова к?авангардистским опытам ?взлома? словесного и?художественного мастерства. Господство беспредметного цвета в?живописи, утверждавшееся супрематизмом, подобно господству беспредметного звучания в?футуристической поэзии: выдающийся мастер звуковой инструментовки прозы, Набоков внимательно следил за?экспериментами в?этой области. Фигуры Ардальона в??Отчаянии? или художника Романова в??Даре? говорят скорее о?том, что в?живописи Набокова интересовала не?беспредметность, а?парадоксальное обострение предметной, миметической конвенции.
Но?сто или сто с?небольшим лет назад в?русской культуре все было переплетено настолько тесно, что нити узоров?— любимое понятие эстетики и?метафизики Набокова?— легко сводят воедино самые разные участки вышивки: Вербовку и?Петербург, цвет и?звук, народные ремесла и?аристократический особняк, Малевича и?Набокова.