Три века: история Университета в лицах
В год 300‑летия 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 первокурсниками Университета стали более 5100 студентов из 89 регионов России, около 75 % зачисленных на бюджетные места — иногородние. Им еще предстоит узнать многое о богатой истории старейшего университета России и его руководителях. В этом новичкам помогут не только преподаватели и старшекурсники, но и университетские здания — от фундамента до крыши «пропитанные» историей.
9?февраля в?здании Двенадцати коллегий состоялось торжественное открытие галереи портретов ректоров, которые на?протяжении трех?веков возглавляли Университет?— Императорский Санкт?Петербургский, Петроградский, Ленинградский и?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Церемония прошла в?рамках празднования юбилея Университета.
Заместитель председателя Правительства России, председатель оргкомитета по?подготовке и?проведению празднования 300?летия?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, член попечительского совета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Дмитрий Николаевич Чернышенко отметил, что?в?экспозиции представлено 66?полотен с?портретами руководителей, которые возглавляли Университет за?300?лет с?момента его?основания. ?Благодаря им?мы?получили девять нобелевских лауреатов, шесть руководителей правительства, двух президентов современной России. Все?они?внесли свой существенный, заметный, даже мировой вклад в?историю нашей страны. Конечно, это?невероятный, я?бы даже сказал, могущественный университет. И?нет таких?отраслей в?экономике и?социальной сфере, где?не?требовались?бы выпускники этого?вуза?.
Ректор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, член?корреспондент?РАН Николай Михайлович Кропачев подчеркнул: ?В?портретной галерее представлены все ректоры Санкт?Петербургского университета, начиная с?XVIII?века. Одним довелось руководить на?протяжении долгих лет, другим?— совсем короткий период времени, но?каждый из?них?делал?все, что?было в?его?силах, чтобы?сделать наш?Университет сильнее и?успешнее. Благодаря их?усилиям 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 стал одним из?ведущих научных и?образовательных центров, известных не?только в?России, но?и?во?всем мире. Я?уверен, что?Университет продолжит быть надежной опорой для?своей?страны, а?научные достижения и?открытия универсантов позволят ей?добиться новых успехов?.
Отдельно слова благодарности были сказаны в?адрес члена попечительского совета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, президента?— председателя правления ВТБ Андрея Леонидовича Костина, а?также ПАО??Банк?ВТБ??— многолетнего партнера Университета, благодаря поддержке которого удалось воплотить проект по?созданию галереи ректоров.
В?своем выступлении ректор поблагодарил коллектив художников под?руководством доцента кафедры изобразительного искусства 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяны Владимировны Ласки, который принял участие в?работе по?созданию портретной галереи.
Мы?поговорили с?руководителем авторского коллектива, работа которого включала в?себя подготовку исходных изображений, разработку технологии художественных работ, исполнение живописных портретов, проект развески картин в?интерьере.
Татьяна Владимировна, с?чего?проект начинался?
Идея создания портретной галереи ректоров Санкт?Петербургского университета возникла в?связи с?празднованием юбилея?— 300?летия со?дня основания 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Одна из?важных задач проекта?— формирование образа старейшего в?России университета, великой школы с?трехвековой историей, которую создавали выдающиеся личности, внесшие значительный вклад в?укрепление российской государственности, развитие науки, образования и?культуры.
Томас Карлейль, историк, основатель лондонской Национальной портретной галереи, писал: ?Любой портрет природой своей как?бы?превосходит полдюжины "биографий" в?том смысле, в?каком?биографии пишутся. Я?вижу портрет, как?горящую свечу, при?свете которой нужно читать эти?биографии. Тем?самым достигается человеческое их?понимание?.
Замысел портретной галереи ректоров появился два?года назад, когда мы?с?коллегами и?с?руководством 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 обсуждали проекты в?области изобразительного искусства, посвященные 300?летию Университета. Это?медальоны в?честь Нобелевских лауреатов?— представителей 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, памятник ?Утраченной книге?, мозаичный памятный знак на?ректорском флигеле, юбилейный альбом о?минералогическом музее из?серии ?Коллекции 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?, памятная медаль к?300?летию 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?другие. Кроме?того, сейчас реализуется проект?победитель конкурса на?благоустройство территории с?фонтаном во?дворе здания на?Университетской набережной, д.?13?б.
Нам всем представилась уникальная возможность быть не?только современниками, но?и?участниками события такого?уровня, как?300?летие 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— первого университета России. С?момента основания и?до?наших дней Санкт?Петербургский университет концентрирует выдающиеся личности, важнейшие события, великие открытия своей эпохи. Поэтому проекты, над?которыми мы?сейчас работаем, очень важны не?только как?часть нашей?истории, но?и?как?продолжение и?развитие традиций Университета в?стремлении к?новым достижениям науки и?искусства в?будущем.
Почему галерея?
Сам выбор экспозиционного приема в?формате портретной галереи не?случаен: это?традиционная форма и?для?русского, и?для?европейского искусства. Портретные галереи существовали в?составе императорских музеев, царских и?великокняжеских дворцовых коллекций. Портреты в?них,?как?правило, имели парадное исполнение и?традиционно посвящались особо важным людям и?величайшим историческим событиям.
Одним из?примеров государственной национальной портретной галереи является Романовская галерея в?Зимнем дворце. Она?была создана при?Екатерине Великой как?собрание портретов всех правителей династии.
Выдающимся образцом портретной галереи также стала Военная галерея в?Зимнем дворце, открытая 25?декабря 1826?года, где?были собраны изображения героев Отечественной войны 1812?года. Портреты писались Джорджем Доу и?его?помощниками с?живых моделей, а?также копировались с?работ других художников. Эта?галерея является примером целостного образа, ограниченного во?времени и?имеющего огромную историческую ценность.
Павел Третьяков в?составе своего?музея создал портретную галерею ?властителей дум? своей эпохи?— писателей, поэтов, композиторов (1860?90?е?годы). ?Собрание изображений русских деятелей?, созданное директором Московского публичного и?Румянцевского музеев Василием Дашковым, насчитывало более?300?портретов, выполненных в?одинаковой технике и?формате. Эти?изображения монархов, военных, политиков, церковников и?интеллигенции он?заказывал известным живописцам, а?также копиистам второй половины XIX?века.
Когда идею утвердили, с?чего?началась работа над?проектом?
Мы?старались максимально приблизиться к?документальным первоисточникам и?при?создании портретов ориентировались на?все?существующие материалы, которые нам удалось найти. На?первом этапе проводились научно?изыскательские работы, поиск и?подготовка исходных изображений. В?архивах, библиотеках, музеях, университетских альбомах, в?полиграфических изданиях и?на?электронных ресурсах полтора года?назад мы?начали поиск и?изучение всего, что?связано с?руководителями Университета. Но?признаюсь, я?не?ожидала такого?объема и?глубины информации, связанной с?Университетом и?его?руководителями.
На?протяжении долгой истории Университета его?ректорами становились выдающиеся ученые и?общественные деятели, которые внесли значительный вклад в?укрепление российской государственности, развитие науки, образования и?культуры. Среди них?— руководитель академического отряда второй Камчатской экспедиции Герхард Миллер, универсальный ученый и?основатель Московского университета Михаил Ломоносов, один из?основоположников электротехники Эмилий Ленц, инициатор создания в?Петербурге Высших женских курсов и?основатель Ботанического сада Университета Андрей Бекетов, а?также другие знаковые фигуры разных эпох (см.?Список?ректоров).
Мы, и?художники, и?зрители, воспринимаем мир визуально. И?в?тот момент, когда были развешаны в?мастерской найденные исходные изображения ректоров, они?производили невероятное впечатление. Мы?понимаем, что?в?этих?лицах, в?этих?образах сконцентрированы три?века жизни Университета. Можно вспомнить идеалы Ренессанса, которые воспевали величие и?красоту человека. Вот и?тут?— сами портреты поражают взглядами, выражением лица, поворотом плеч. И?мы?хотели передать не?только портретные качества, но?также дух и?величие этих?личностей.
Были и?настоящие художественные открытия. Ведь живописных изображений многих ректоров до?этой?галереи просто не?существовало. Например, портрет Антона Антоновича Дегурова (1825?1835), единственное литографическое изображение которого удалось обнаружить в?издании 1830?года.
В?чем?специфика работа над?портретом?
У?нас стояла задача?— не?просто найти одно изображение каждого руководителя, а?отыскать максимально возможное число разных портретов, разных ракурсов. Ведь в?портрете раскрывается характер персонажа, его?личные качества. Портретисту также нужно выбрать, в?каком?возрасте изобразить персону, как?передать его?характерное эмоциональное состояние.
Парадный портрет?— это?жанр, в?котором традиционно есть элементы романтического искусства, некоторая поэтизации образа. За?три?века манера изображать портретируемого и?восприятие портрета существенно менялись. В?XVIII?веке были расшитые одежды, ордена, сложная композиция костюма. В?XIX?веке?— уже?другой, более?сдержанный стиль. ХХ?и?XXI?века привнесли свои атрибуты времени. А?мы?должны были соединить три?века и?написать все портреты в?единой стилистике, и?это?очень?непростая задача для?художника. Мы?не?могли портреты персон XVIII?века писать в?стилистике того времени, а?портреты персон?ХХ?века?— иначе. Основная задача?— создать единое произведение, цельную галерею.
Кроме того, мы?должны были учитывать закономерности и?традиции развития отечественной живописи. Мы?можем сегодня писать портреты, учитывая ход развития искусства, достижения русской школы портретного искусства. В?итоге живописные портреты были исполнены в?едином стиле, в?реалистичной академической манере, соответствующей статусу Университета и?существующему историческому архитектурно?художественному окружению.
Был?этап подготовки и?этап написания портретов. Что?получал художник перед началом работы?— по?минимуму и?по?максимуму?
Если мы?говорим о?XVIII?веке, то?это?либо?рисунки, либо?гравюры, очень редко живописные портреты. Иногда это?несколько изображений, а?иногда это?лишь одна?гравюра. И?по?ней?нужно создать живописный портрет?и, возможно, с?изменением ракурса. В?тот период, когда уже появились фотографии, исходных материалов значительно больше. Но?и?там были свои сложности. По?двум персонам довоенного периода сложно было найти качественные изображения. Это?Борис Николаевич Березин, (ректор 1937?1938?годов) и?Юрий Николаевич Никич (1930?1932).
На?месте портретов ректоров, чьи?достоверные изображения не?сохранились до?нашего?времени (их?13), размещены специально написанные декоративные холсты. Это?тоже прием, традиционный для?исторических портретных галерей. По?структуре в?галерее не?должно быть пустых мест. Это?важно для?того, чтобы?зритель понимал преемственность поколений, ход времени, видел последовательность развития Университета за?три?века, понимал глубину и?значение истории 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.
В?чем существенное отличие галереи от?отдельного портрета?
Это?монументальный проект?— цельная галерея портретов. Комплексная работа, объединенная общим образом и?единой композицией в?конкретном интерьере. Мы?рассматривали несколько вариантов размещения галереи в?здании Двенадцати коллегий: на?втором этаже, на?третьем, между?ними. От?конкретного месторасположения зависит формат портретов, способ развески, общий рисунок (облик) галереи. Необходимо также учитывать и?то, что?это?историческое здание, охраняемый объект культурного наследия.
Галерея ректоров расположилась на?парадной лестнице здания Двенадцати коллегий рядом с?Актовым залом, где?проводятся заседания Ученого совета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?другие торжественные мероприятия. Экспозиция галереи завершила главную лестницу и?стала логичным смысловым акцентом в?интерьере. Художественная экспозиция состоит из?66?живописных портретов руководителей, которые возглавляли Санкт?Петербургский университет за?три?века с?момента его?основания. Перед?зрителем предстает практически вся?300?летняя история Университета, неразрывно связанная с?историей России.
Галерея располагается на?трех стенах, портреты образуют единую композицию. Слева?— руководители Университета XVIII?века, на?правой стене?— портреты XIX и?ХХ?веков, в?центре?— ректоры с?1940?х?годов до?современности.
Развеска портретов выполнена в?традиционном стиле: ярусная, практически шпалерная, с?минимальными зазорами. Портреты идут слева направо в?хронологическом порядке. Габариты портретов, расстояние между ними и?ширина рам выбирались с?учетом исторического интерьера, а?также условий наиболее благоприятного восприятия зрителем.
На?раме каждого портрета установлена металлическая табличка с?именем. Они?оформляются в?едином стиле с?художественным решением портретов. Подготовлены сводные таблицы с?информацией о?персонах и?QR?кодом, который будет вести на?страницу сайта с?подробной информацией о?руководителях Университета.
При?этом?важна композиция каждого портрета и?галереи в?целом. Нельзя взять один шаблон и?все портреты писать по?нему. Для?каждого портрета мы?специально подбирали масштаб изображения, разворот плеч, наклон головы, направление взгляда и?множество других нюансов. Например, выбор фона, направление освещения. Композиционные и?цветовые решения продумываются заранее, они?добавляют изобразительную живость портретам в?галерее, позволяют избежать монотонности и?однообразия, придают галерее не?только историческую, но?и?художественную ценность. Галерея требует зрительского внимания, времени для?просмотра.
Я?думаю, что?любой студент, даже?тот, который только вошел в?стены Университета, когда открывает для?себя историю Университета, узнает о?биографиях ректоров, знакомится с?их?достижениями, начинает по?иному воспринимать свою?альма?матер и?себя в?истории.
В?целом этот?проект нужен как?для?молодого поколения студентов, так?и?для?сотрудников и?преподавателей Университета. Он?поможет лучше понять историю такого?важного образовательного и?научного учреждения, как?Университет, роль личностей в?развитии города, российского государства, оценить масштабы и?этапы пройденного пути, найти свое место в?жизни и?продолжать традиции.
Юлия Смирнова, информационный продюсер телеканала ?Санкт?Петербург?, потомок (в?шестом?поколении) первого ректора?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Г.?Ф. Миллера
Открытие галереи ректоров 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— важное событие в?истории Университета. Череда портретов открывает лица людей, которые создавали первое высшее учебное заведение России, развивали его?и?совершенствовали. Для?многих из?них Санкт?Петербургский государственный университет стал главным делом жизни.
В?портретной галерее ректоров наверху в?центре (слева, если смотреть с?площадки третьего?этажа)?— прекрасный портрет Герарда Фридриха Миллера. Вдумчивый серьезный взгляд, величавая сдержанность и?глубоко спрятанная эмоциональность?— я?думаю, он?таким?и?был. Художнику прекрасно удался портрет человека, который приехал в?Санкт?Петербург в?1725?году по?указу Петра I??О?приглашении ученых людей в?Российскую академию наук?. Так?сложилась жизнь Герарда Фридриха Миллера, этого?удивительного человека, что?ему?суждено было стать первым во?многих сферах деятельности. Он?начал работать в?первой в?России Академии наук. Он?стал первым?журналистом?— первым редактором первой газеты нашей страны ?Санкт?Петербургские ведомости?. Он?был участником первой научно?исследовательской экспедиции в?Сибирь в?1733?1746?годах и?по?возвращении издал первый научный труд ?Описание Сибирского царства и?всех происшедших в?нем?дел?. Он?первым разработал и?издал пособие о?важности исторических документов и?археологических раритетов и?принципах работы с?ними. Указом Екатерины II?Герард Фридрих Миллер был?назначен первым?историографом России. А?в?1747?году стал первым ректором 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— первого высшего учебного заведения России. Его?жизнь была насыщенной и?трудной. Но?всякому делу он?отдавал все?свои?силы, выполняя его?наилучшим образом.
Огромная благодарность историкам, разыскавшим сведения о?руководителях 300?летнего университета, и?художникам, создавшим их?портреты! Ректоры 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入?— видные ученые и?общественные деятели России, достойные граждане страны. О?них должны помнить и?на?них равняться сегодняшние студенты?— будущие высококлассные профессионалы, служители науки, академики и?патриоты России!