Преподаватели и сотрудники 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 посетили выставку «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже
Делегация Санкт‑Петербургского университета во главе с ректором членом‑корреспондентом РАН Николаем Михайловичем Кропачевым посетила Государственный Эрмитаж и встретилась с директором музея Михаилом Борисовичем Пиотровским. Встреча была приурочена к представлению результатов работы специалистов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 на выставке «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», по которой для гостей была проведена кураторская экскурсия.
Как?отметил директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Михаил Борисович Пиотровский, проект получился интересным и?резонансным. На?некоторые детали он?обратил особое внимание.
?Во?первых, выставка сочетается с?постоянной экспозицией, которая находится на?своем месте. Это?эрмитажный стиль, такого?не?может себе позволить практически ни?один музей в?мире. Во?вторых, она?тесно связана с?некогда проходившей в?Эрмитаже выставкой Яна Фабра, современного художника, который напомнил всем, что?фламандский натюрморт ― жестокая вещь, ― рассказал Михаил Борисович. ― Кроме того, мною было принято несколько важных решений. Первое ― это?вторжение театра, театральных художников в?дизайн выставки. Второе ― вовлечение в?работу над ней молодежи, и?Университет очень помог придать их?участию академический стиль?.
В?качестве подарка к?300-летию Санкт-Петербургского университета студентам и?сотрудникам 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 выделено 35?тысяч билетов. До?начала летних каникул их?получат обучающиеся выпускных курсов и?научно-педагогические работники, а?осенью ― все?остальные универсанты. Билеты будут разосланы по?корпоративной почте, посетить музей можно будет в?течение недели после получения письма.
Ректор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 член?корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев поблагодарил Михаила Борисовича и?отметил, что?Эрмитаж является одной из?главных ценностей не?только Петербурга, но?и?всего?мира.
?Для?нас?Эрмитаж, как?и?для?всей?страны, это?наше?счастье и?гордость. Когда мы?приходим сюда, то?видим не?только сокровища России, но?и?весь мир во?всем его?разнообразии. Рядом с?Эрмитажем Санкт?Петербургский университет ощущает себя как?с?лучшим другом, и?мы?гордимся тем,?что?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в?чем?то помогает ему раскрываться. А?когда вы?согласились прийти работать в?Университет, это?усилило?его, ― подчеркнул Николай Михайлович. ― У?Эрмитажа и?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 есть общая особенность: они?умеют каждый раз по?новому для?всех?открываться. Музей постоянно развивается, и?умение находить новые решения в?новых условиях ― это?достижение ваше?и?ваших коллег?.
Для?ректора 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?представителей администрации Университета экскурсию по?выставке ?ARS?VIVENDI. Франс Снейдерс и?фламандский натюрморт XVII?века? провели заведующий отделом западноевропейского искусства, куратор и?создатель выставки Михаил Дединкин, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта Светлана Даценко и?младший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, хранитель коллекции фламандской живописи, аспирант второго года обучения направления ?История и?теория искусства? 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владислав Статкевич.
В?экспозицию вошли произведения живописи и?декоративно?прикладного искусства из?коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.?С.?Пушкина, филиала Архива Российской академии наук, а?также других музеев и?частных собраний. Таким?образом, организаторам удалось собрать художественный ансамбль, представляющий историю развития фламандского натюрморта?— начиная с?расцвета мастерской Рубенса, собравшей лучших художников своего?времени. В?их?числе был Франс Снейдерс, занимавшийся натюрмортами и?анималистикой. Впоследствии он?начал самостоятельную артистическую карьеру и?оказал большое влияние на?все?европейское искусство.
Перед кураторами выставки стояла задача создать внутри музея абсолютно новое музейное пространство, поддерживающее диалог с?предметами постоянной экспозиции. Художники?дизайнеры Юрий Сучков и?Эмиль Капелюш, один из?ведущих художников БДТ, предложили театрализованный нарратив, погружающий зрителей в?эпоху барокко. Выставка начинается в?Аванзале, который превратился в?цветущий сад?— здесь разместились самые крупные живописные полотна. Среди них натюрморт ?Цветы среди архитектуры (Весна)?, принадлежащий кисти Абрахама Брейгеля и?Давида де?Конинка. Эта?картина долгое время находилась в?приемной дирекции Эрмитажа, куда была помещена еще в?1947?году после возвращения музея из?эвакуации. Специально к?выставке она?была отреставрирована, а?ботаники Санкт?Петербургского университета помогли идентифицировать все?изображенные на?ней цветы. Найти их?на?картине и?узнать все?названия посетителям поможет схема, которая войдет в?каталог выставки вместе со?статьей хранителя университетского гербария, доцента 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Валентины Бубыревой о?том, когда и?какие?цветы появились в?Европе.
В?эпоху Великих географических открытий Европа открывает для?себя мир. Интерес к?новому чрезвычайно велик?— все?помнят знаменитую тюльпаноманию в?Голландии, но?на?самом деле это?явление было шире и?серьезнее: в?это?время развивается научный подход к?изучению растений, появляются первые ботанические сады и?гербарные коллекции. Цветы, которые сейчас нам кажутся обыкновенными, для?человека в?XVII веке были экзотическими, новыми, совершенно невиданными.
Заведующий отделом западноевропейского искусства, куратор и?создатель выставки Михаил Дединкин
Через сад зрители попадают в??комнату хвастовства?, где богатый фламандский горожанин XVII века мог показать гостям все?самое дорогое. Чтобы?создать нужную атмосферу, художники изготовили более?600?метров ткани с?принтом, имитирующим полихромную тисненую кожу, которой во?Фландрии затягивались стены парадных помещений. Из?кабинета коллекционера посетители выходят в?пространство, изображающее театр эпохи барокко и?вместе с?ним торговую улицу Антверпена. Прогуливаясь по?центральной оси, созданной кулисными машинами, посетители выставки видят с?двух сторон ?лавки? с?дичью, фруктами и?овощами?— натюрморты Франса Снейдерса, а?также его?современников, учеников и?последователей. Рядом в?витринах представлены перекликающиеся с?ними композиции, собранные из?драгоценного китайского фарфора, серебряных изделий, резных костяных кубков и?других предметов, которые можно увидеть на?картинах.
Специально для?выставки была создана музыкальная композиция, в?которой собраны фрагменты произведений композиторов той?эпохи, церковных песнопений и?звуков рынка. Она?сопровождает зрителя на?протяжении всего знакомства с?экспозицией.
?Несмотря на?сложные политические условия начала XVII?века, Антверпен сохраняет роль места по?перепродаже и?производству предметов роскоши, ― объяснил Владислав Статкевич. ― География, которую мы?видим в?этом?столетии, поражает: португальские купцы привозят из?Латинской Америки экзотических животных, рукотворные и?природные редкости, которые перепродаются через Антверпен в?различные европейские регионы. Это?поистине глобализация раннего Нового времени, когда ход истории кардинально меняется?.
Барокко как?стиль чрезмерен, аффектирован, здесь всего должно быть много ― и?роскоши, и?убранства, которое окаймляет главное на?выставке ― наши картины. Это?произведения, которыми хвастались, которые должны были поражать.
Куратор выставки ?ARS?VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII?века? Михаил Дединкин
Отдельно на?выставке представлено уникальное собрание рисунков Марии Сибиллы Мериан?— художницы и?ученого?энтомолога, автора альбома, посвященного метаморфозам насекомых, а?также иллюстраций для?ботанических атласов. Одна из?таких?книг находится в?коллекции Научной библиотеки имени М.?Горького 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Пергаменные листы, которые смогут увидеть посетители, были приобретены во?время визита в?Амстердам Петром I ― основателем Академии наук и?Университета.
Специально для?выставки Молодежным консультативным советом Государственного Эрмитажа создан проект ?Символика натюрморта?. Два?стенда, посвященные изображенным на?полотнах предметам и?цветам, помогут зрителям научиться считывать зашифрованные в?картинах аллегории и?скрытые послания. Исследовательская база для?информационного стенда о?растениях была подготовлена ботаниками 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Участниками проекта стали не?только студенты?искусствоведы, а?представители разных научных направлений, в?том числе четверо универсантов.
Ранее в?сотрудничестве с?учеными 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 были изданы книги о?бабочках и?цветах в?произведениях живописи, графики и?прикладного искусства музея. В?продолжение ректор Университета выступил с?предложением организовать системную работу по?расшифровке всех?эрмитажных экспонатов и?запустить в?Санкт?Петербургском университете масштабный исследовательский проект, в?котором смогут принять участие студенты, аспиранты и?ученые. Результаты их?работы смогут появиться во?всех?залах музея и?рассказывать посетителям о?скрытых в?картинах деталях так?же,?как?и?экспликация к?цветочному натюрморту на?выставке ARS VIVENDI.