Искусственный интеллект и диджитал в музее: как пандемия преобразила Музей Набокова 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入
Писатель, филолог, профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, директор Музея В. В. Набокова Андрей Аствацатуров рассказал, как пандемия помогла перестроить работу музея и расширить его аудиторию с 60 человек до 40 тысяч, а также о том, когда музей представит первую выставку с участием искусственного интеллекта.
Андрей Алексеевич, вы?сами в?пандемию быстро перешли в?онлайн: устраивали дискуссии и?лекции в??Инстаграме?. А?как цифра вошла в?работу музея?
До?локдауна мы?регулярно устраивали лекции и?презентации в?музее, организовывали выставки. Но?как только началась пандемия, все перешло в?онлайн: появилось больше публикаций в?соцсетях, а?вся лекционная деятельность перешла в?диджитальное состояние. Сначала гости музея просто читали лекции с?трансляцией в?наш аккаунт ?Вконтакте??— так собралась большая аудитория постоянных виртуальных посетителей. Самые просматриваемые лекции собирали по?40?тысяч просмотров, менее просматриваемые?— от?двух до?пяти тысяч. У?нас есть популярные лекторы и?популярные темы, которые привлекают огромное количество людей, но?нужно помнить, что наша культурно-просветительская деятельность касается не?только?их. В?музее также выступали ученые с?достаточно специализированными научными докладами.
Кроме того, во?время локдауна мы?перевели все выставки на?разные онлайн-платформы, например, онлайн-платформу iziTravel: посетители могли в?любой момент посмотреть экспонаты, которые у?нас размещены.
То?есть музей больше приобрел от?пандемии, нежели потерял?
Получилось, что?да. До?пандемии мы?даже не?записывали лекции, а?в?музее собиралось всего от?30?до?60?человек, больше мы?просто не?можем вместить. Сейчас?же мы?свободно собираем десятки тысяч зрителей: например, лекция Михаила Елизарова о?Набокове собрала более 40?тысяч просмотров?— круг поклонников Елизарова совместился с?поклонниками Набокова. Моя первая лекция о?парижском периоде Генри Миллера тоже была популярной, мы?поговорили о?проблемах писателей в?эмиграции. Мы?стараемся, чтобы даже темы, которые далеки от?Набокова, затрагивали некоторые набоковские сюжеты. Например, просим наших лекторов-переводчиков отталкиваться от?тех концепций и?идей, которые предлагал именно Владимир Набоков.
Было?ли что-то, что все-таки не?удалось реализовать в?онлайн-формате?
Конечно, из-за пандемии нам пришлось срочно перекроить план выставочной деятельности?— у?нас до?сих пор есть ?долги? по?выставкам. Среди них, например, замечательная любительская коллекция жуков Павла Крусанова, одна из?лучших в?России. И?сейчас мы?пытаемся совместить наши планы, чтобы выставка состоялась, ведь, как мне кажется, мы?ее?задолжали городу.
Вообще музей?— это живой организм, он?не?может полностью жить в?соответствии с?планом. У?нас, как говорили в?советские годы, есть ?генеральная общая линия?, но?мы?позволяем себе иногда от?нее отступать. Например, в?ближайшее время мы?планируем сделать диджитальную выставку. В?ней примут участие исследователь Владимира Набокова Борис Орехов, а?также, вы?удивитесь, искусственный интеллект?— программа, которая создает визуальные образы вербальных высказываний и?литературных приемов Набокова. Думаю, это будет очень интересно.
Звучит действительно интересно! А?какие еще мероприятия запланированы в?новом сезоне?
Во-первых, продолжится работа лектория, связанного с?темами жизни и?творчества Владимира Набокова. Мы?всегда особое внимание уделяем значимым датам: дням рождения писателя и?его близких, а?также юбилеям выхода известных романов.
Другое направление касается литературы и?культуры Серебряного века. У?нас проходят лекции и?выставки, связанные с?дореволюционной эпохой. Еще одно направление?— переводоведение. Набоков был переводчиком как с?английского на?русский, так и?с?русского на?английский. Есть направление, связанное с?историей зарубежных литератур, в?основном англо-британской. И?еще одно?— современная русская проза. В?последнее время мы?по?просьбе наших посетителей и?зрителей начали вводить элемент истории: мировая, зарубежная и?российская история.
Помимо этих основных направлений у?нас идет обширная выставочная деятельность, в?том числе в?онлайне. У?музея много друзей: художников, ювелиров, дизайнеров, с?которыми мы?планируем множество интересных проектов и?презентаций. Мы?откликаемся на?текущие события и?литературной, и?научной жизни. Например, Герман Садулаев, известный писатель, выпускник 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, выпустил две книги, и?мы?планируем провести их?презентации. Андрей Дмитриевич Степанов, профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, выпустил недавно очень интересную научную монографию, ее?тоже планируем представить публике. И?по-прежнему будем радовать наших посетителей лекциями, посвященными жизни и?творчеству Набокова, которые теперь можно послушать не?только в?самом музее, но?и?на?его сайте.
Значит?ли это, что онлайн-лекции уйдут в?прошлое?
Вовсе нет. Мы?выбрали гибридный формат: приглашаем лекторов и?зрителей, которые приобретают билет за?символическую стоимость, лично в?музей, а?также записываем лекцию и?выкладываем ее?на?нашей странице ?Вконтакте?. Так что те?посетители, которые не?успели послушать выступление вживую, могут сделать это в?онлайн-варианте в?хорошем качестве.
Андрей Алексеевич, на?ваш взгляд, в?каком состоянии сейчас находится музейная культура в?России и?в?Петербурге в?частности?
Смотря с?чем сравнивать. Наши музеи модернизируются, стараются соответствовать статусу интеллектуальных центров. Если вы?зайдете в?любой музей, например музей Римского-Корсакова или Ахматовой, Блока, то?непременно увидите, что у?них тоже есть интересная лекционная деятельность. Они создают замечательные выставки, сайты и?активно борются за?своего посетителя. Но, конечно, современные российские музеи немного не?дотягивают до?уровня музеев, которые существуют, например, в?Корее или в?Японии, в?Европе и?в?Америке. Нам нужны определенные капиталовложения, нужны современные, инициативные люди, менеджеры и?свежие идеи. Поэтому у?нашего музейного дела все еще впереди.
Материал подготовлен при участии студентов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入.