Андрей Аствацатуров: «Магистранты должны уметь по мотивам наших занятий создавать собственные тексты»
В непростых условиях пандемии коронавируса запущена новая магистерская программа «Литературное творчество» под руководством доцента 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, писателя Андрея Аствацатурова. Сейчас писательскому мастерству и редактуре художественной прозы обучаются шесть магистрантов. Лекции проходят онлайн, практические занятия — очно. Андрей Аствацатуров рассказал, как проходят пары, что такое creative writing и почему важно напрямую учиться у авторов современной русской литературы.
Андрей Алексеевич, как учить литературному творчеству? Нужны какие-то особые подходы?
У?магистрантов есть четкий учебный план?— как выпускники Университета они должны получить комплексное филологическое образование. Теория литературы позволяет профессионально проанализировать литературный текст. Известно, что многие теоретики литературы были известными писателями,?— например, Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Дэвид Лодж, Умберто Эко.
Я?при обучении литературному мастерству использую методику creative writing. Она связана с?активизацией индивидуальных творческих способностей. Для этого существует целая система упражнений, которые можно регулярно давать на?занятиях. Я?учился, как преподавать creative writing, в?Швеции, затем слушал лекции американских коллег. Ездил в американский?колледж, там тоже посещал такие занятия. В?США обычно есть много классов именитых писателей, которые делятся опытом и?обучают своей манере письма.
У?нас несколько другой подход: занятия посвящены и?практике, и?теории. Например, есть несколько семинаров, посвященных построению конфликта. Мы?изучаем, как сталкиваются два противоположных персонажа, как комбинируются полярные жанры в?одном произведении. Магистранты читают определенные тексты, потом вместе их?разбираем. Какие именно здесь автором поставлены художественные задачи и?как они решаются на?определенном материале. Потом студенты получают соответствующее задание?— оно не?имеет сильных ограничений: все авторы пишут индивидуально. Но?в?то?же время магистранты должны уметь по?мотивам наших занятий создавать собственные тексты. Потом я?пишу отзыв, и?мы?дальше работаем с?написанными текстами, обсуждаем?их, отмечаем их?сильные и?слабые стороны.
Кроме того, для меня важно, чтобы наши магистранты умели писать прямо на?паре?— в?течение получаса концентрироваться на?тексте. Работа в?классе учит писателя собираться и?быстро самовыражаться. Но?во?всем должна быть мера?— не?стоит бесконечно это практиковать: такое интенсивное письмо тоже по-своему разрушает.
Какие еще курсы прослушают будущие литераторы? Кто их?будет вести?
У?магистрантов скоро будет несколько практик?— помимо творческого семинара, который я?веду, будет курс ?Поэтика новеллы? Дмитрия Орехова, писателя и?соавтора нашей совместной литературной мастерской. Кроме того, будет курс редактора издательства ?Азбука? Аллы Степановой. Еще несколько важных курсов?— по?стилистике, посвященный современной русской прозе, профессора 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Андрея Дмитриевича Степанова, а?также курс, посвященный основам композиции художественного текста, который читает доцент Ирина Эдуардовна Васильева.
Инициатор запуска программы ?Литературное творчество??— ректор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Николай Кропачев. Он?поддержал предложение петербургского писателя Вадима Левенталя открыть такую программу в?Университете. Это предложение прозвучало во?время встречи Николая Кропачева с?русскими писателями в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 на?презентации ?Альманаха современной российской прозы?, вышедшего на?китайском языке в?Харбине (Китай) в?2018?году.
Магистранты пришли учиться литературному мастерству и?в?то?же время навыкам редактирования художественной прозы. Мы?предполагаем, что этому они смогут научиться в?том числе во?время мастер-классов. В?качестве преподавателей в?нашей программе будут участвовать современные русские авторы, которые будут проводить мастер-классы, обсуждать собственные тексты. Писатели будут рассказывать о?том, какие художественные задачи они ставили перед собой и?с?помощью каких приемов их?решали.
Магистранты с?каким образовательным и?писательским опытом поступили на?программу?
Один из?магистрантов?— гражданин Узбекистана. Пока закрыты границы, он?учится онлайн: подключаю MS?Teams. Остальные приходят на?практические занятия в?Университет. Магистранты выполняют разные задания, которые помогают освоить разные писательские приемы. Одно из?них?— написать литературную сказку. Я?прочел сказки, присланные мне нашими магистрами, своему сыну Гоше. Ему очень понравилось. Действительно, сказки написаны довольно профессионально, некоторые из?них я?бы даже напечатал.
Большинство наших магистрантов?— старше 25?лет: именно в?этом возрасте люди начинают серьезно писать. До?этого пишут обычно руководствуясь инстинктом, драйвом, спинным мозгом. А?после 25?лет это происходит более осознанно: понимаешь, что значит литературная форма, стремишься решить определенные художественные задачи.
Все наши обучающиеся?— работающие авторы, то?есть они пишут. В?то?же время они, как правило, окончили бакалавриат, не?связанный с?гуманитарными специальностями. Только двое имеют отношение к?филологии. Более того, никто из?них не?оканчивал 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Однако многие имеют некоторый жизненный опыт, что очень важно для писателя. Человек должен прожить какой-то отрезок жизни, испытать стресс, боль, в?чем-то разочароваться.