Сергей Лейферкус: ?Музыка — это не только наша история, но и наше будущее?
28 февраля в 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 откроется Восемнадцатый хоровой фестиваль имени Григория Сандлера, участие в котором традиционно примет хор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Однако уникальность будущего выступления хористов состоит в том, что вместе с нашими студентами споет всемирно известный баритон Сергей Лейферкус, который был воспитанником хора.
Он?пришел в?коллектив в?1963?году, когда ему было 17?лет. И?последующие четыре года стали началом музыкальной карьеры будущей звезды оперной сцены. Мы?воспользовались возможностью пообщаться с?маэстро и?попросили рассказать о?важных людях, встретившихся на?его пути, о?своем участии в?хоре 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, с?которым его связывает давняя творческая дружба.
Сергей Петрович, скажите, пожалуйста, кто повлиял на?выбор вашего творческого и?жизненного пути? Благодаря кому вы?стали тем, кто вы?есть сейчас?
С?самого начала очень важно, какого первого педагога ты?встретишь. От?этого будет зависеть твоя школа, твоя техника, как ты?поешь, и?как долго ты?сможешь петь. Я?встретил замечательную женщину и?великолепного педагога Марию Матвееву, которая была руководителем класса солистов при хоре, куда я?пришел еще семнадцатилетним мальчиком. Также важны, конечно, и?концертмейстеры, с?которыми ты?работаешь, они играют очень большую роль в?жизни певца. На?моем пути им?была и?есть Любовь Арфенова, которая сейчас преподает в?Большом театре. Ни?одна более-менее значимая постановка за?рубежом не?обходится без ее?участия. Это и?замечательные дирижеры: в?первую очередь я?могу назвать Юрия Темирканова, Георга Шолти и?многих других. Если вернуться к?концертмейстерам, то?это, конечно, и?профессор Семен Скигин, который сейчас работает в?Берлине. Мы?очень часто встречаемся и?выступаем вместе: он?играет, я?пою.
Вы?перечислили очень именитых персон мира музыки, но?тем не?менее все с?чего-то начинают свой путь. Для вас таким первым своеобразным окном в?мир оперы и?сцены стал хор Ленинградского государственного университета (188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入). Расскажите подробнее про?то, как вы?познакомились с?нашим хором.
Вы?знаете, это была счастливая случайность-встреча, потому что мои родители очень дружили с?Людой Калининой, которая была кандидатом технических наук и?пела в?хоре Университета. Однажды она сказала: ?Слушай, а?почему?бы тебе не?пойти в?университетский хор? Кто знает, может быть, ты?поступишь в?Университет, станешь студентом. Пойдем!? Я?встретил там замечательных людей: это прежде всего Григорий Сандлер, который был руководителем хора на?протяжении очень многих лет; огромную долю в?успех хора привнесла концертмейстер, которую мы?ласково звали Петровничкой (иначе ее?никто не?называл). Вот эти люди с?огромной силой повлияли на?мое становление как певца, потому что, когда мы?поехали с?хором Университета в?Финляндию в?1964?году, я?уже выступал там как солист.
Расскажите о?каком-нибудь значимом моменте из?жизни хора ЛГУ. Запомнилось?ли вам что-то особенное?
Я?помню, что мы?устраивали замечательные капустники, на?которых пели разные веселые песни. Невольно ребята переходили на?шутливые ноты: кто-то запевал, кто-то подхватывал. Я?до?сих пор помню кое-что из?того, что мы?исполняли тогда. Кроме того, мне очень запомнилось, как мы?принимали хор Университета Турку перед своей поездкой в?Финляндию. Это было такое великолепное творческое ощущение, когда ты?можешь не?только послушать, как звучат ребята из?соседней страны, но?и?показать, что умеешь?ты. Наверное, этот момент тоже сыграл огромную роль в?том, что я?позднее стал поступать в?консерваторию.
К?слову, зажигательные капустники стали традицией хора, они проводятся и?по?сей день. Сотрудничаете?ли вы?с?хором 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 сейчас?
Дело в?том, что я??живу? в?самолете, и?говорить о?том, что постоянно нахожусь в?Петербурге, я?не?могу. Но?когда Михаил Голиков, замечательный дирижер оркестра ?Таврический?, пригласил меня на?концерт, посвященный юбилею оркестра, в?Таврическом дворце, я?опять встретился с?хором. Говорят, нельзя войти в?одну и?ту?же реку дважды. Можно! Можно?и, наверное, нужно. Я?опять услышал Кармину Бурану, которую я?пел с?хором (тогда еще не?солировал, стоял в?первых басах). И?это снова погрузило меня в?то?время, когда я?был еще совсем молодым.
Ваш давний коллега хорист Лев Тывин, вспоминая тот период, охарактеризовал вас как достаточно скромную личность, но?с?ощутимым внутренним стержнем. По?его воспоминаниям, вы?держались слегка в?стороне от?хоровых дружеских компаний, но?и?не?смотрели свысока на?коллег ни?тогда, ни?сейчас. Скажите, как вам удалось сохранить себя и?свою естественную простоту, несмотря на?успешное восхождение на?сцену и?мировую славу?
Дело в?том, что всегда нужно быть недовольным собой, всегда нужно уметь анализировать, что ты?можешь исправить в?следующий раз. Только тогда на?тебя не?снизойдет звездная болезнь. Даже если публика не?заметила в?твоем исполнении каких-то минусов, всегда нужно придирчиво к?себе относиться и?разбираться, что ты?сделал не?так, как это должно было быть. Ну?и, конечно, нужно уметь выбирать друзей. Что касается того, что я?тогда держался немного в?стороне: ребята учились в?Университете, а?я?работал в?то?время на?заводе, и?нужно было серьезно трудиться, чтобы получать зарплату. Поэтому у?меня было очень немного времени на?посиделки и?встречи с?моими коллегами-хористами.
Сергей Петрович, а?как вы?относитесь к?самой идее создания хоровых коллективов для студентов разных направлений обучения? Одно дело?— профессиональные хоры в?училищах и?консерваториях, а?другое?— студенческий хор. Насколько важно само существование хора для образовательного учреждения?
Я?считаю, что без культуры нет нации. Должны?ли быть хоровые коллективы? Да. Необходимы. Знаете, есть физики, есть лирики, но?тем не?менее всем нужна какая-то отдушина, все должны самовыражаться эмоционально, а?музыка?— это очень мощное самовыражение. Не?важно, солируешь ты?или стоишь в?хоре, все равно этот момент единения, момент общего влияния на?зал, на?слушателей очень помогает сконцентрироваться на?каких-то профессиональных моментах. И?не?важно, занимается человек физикой, математикой или литературой. Я?могу сказать, что должны быть и?драматические коллективы, и?танцевальные, и?в?первую очередь хоровые.
Нет такого города, где я?не?выступал?бы за?свои долгие 50?лет карьеры.
Сергей Петрович, а?сколько стран вы?успели покорить своим мастерством?
Если мы?говорим о?географии моих выступлений, исключая Африку, то?во?всех остальных странах и?на?всех континентах я?пел очень много. Мои выступления проходили в?Ковент-Гарден и?Метрополитен-опера, в?Венской опере, в?Мюнхене и?Берлине, в?залах Австралии и?Новой Зеландии и?во?многих других местах. Но?я?очень рад снова выступить на?сцене Санкт-Петербургского университета, к?которому я?испытываю глубокую признательность.