В?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 открылась выставка к?75-летию полного освобождения Ленинграда от?фашистской блокады
На?выставке, ставшей данью художников 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 подвигу универсантов и?жителей города-героя, представлены произведения живописи, скульптуры и?декоративно-прикладного искусства, архитектурные и?реставрационные проекты, театральные эскизы.
Важное место в?экспозиции заняла информационно-просветительская секция, которая знакомит посетителей с?цитатами из?очерков об?истории ЛГУ во?время войны. ?Мы?хотели посвятить эту выставку подвигу Университета, рассказать прежде всего студентам о?том, что ЛГУ не?прекращал работу и?в?блокадные годы?,?— рассказала куратор проекта, руководитель образовательной программы ?Живопись? Ирина Цымбал.
По?материалам экспозиции:
Война и?блокада Ленинграда разделили ЛГУ на?два университета: фронтовой?— в?Ленинграде, и?тыловой?— в?Елабуге и?Саратове. Первые эшелоны с?сотрудниками и?небольшой частью оборудования были отправлены в?эвакуацию в?Елабугу в?августе 1941?года. С?началом блокады в?ЛГУ был открыт госпиталь №?1012, работу которого обеспечивали универсанты. Зимой 1941–1942?годов, в?самое трагическое время блокады Ленинграда, в?Университете проходила экзаменационная сессия, а?также продолжала работать библиотека: в?тяжелый период 1941–1943 годов в?ней осталась лишь небольшая группа сотрудников (по?разным сведениям, от?семи до?13?человек) во?главе с?директором И.?И.?Корелем. Только в?конце февраля?— начале марта 1942 года около тысячи универсантов и?членов их?семей были эвакуированы тремя эшелонами в?Саратов, где на?базе местного университета начал разворачивать свою научную и?учебную деятельность ЛГУ. По?приказу ректора А.?А.?Вознесенского в?блокадном Ленинграде оставались около 130?человек: для выполнения оборонных заданий и?охраны памятников истории и?сокровищ одного из?старейших университетов страны. После снятия блокады, весной?— летом 1944?года, ЛГУ возвратился из?эвакуации в?Ленинград.
?Наиболее ценными качествами выставки я?бы назвал ее?аскетизм, прозрачность, а?также сочетание изобразительной и?исторической частей, которые абсолютно гармоничны. Документы помогают зрителю "прочитать" искусство, а?художественные произведения позволяют с?особой остротой ощутить слова,?— заметил заслуженный художник?РФ, профессор Иван Уралов. —?Мне очень дорого, что молодое поколение творцов не?обходит тему Великой Отечественной войны стороной. Кто?бы что ни?говорил, но?память о?войне, блокаде и?подвиге защитников Отечества живет в?нас на?генетическом уровне. Это позволяет нам, советским и?российским художникам, сохранять ее?и?в?искусстве?.
В?белом пространстве выставочных залов создан содержательный ?супрематический? контекст: здесь и?оливково-зеленая лента медали ?За?оборону Ленинграда?, и?бордовая вертикаль, которая эмоционально контрастирует с?черными рамами живописных полотен, и?светильники, напоминающие разрушенные бомбежками здания, в?которых, несмотря ни?на?что, теплится жизнь. В?такой атмосфере впечатление от?экспонатов, подобранных с?большим тактом, усиливается в?несколько раз.
Заслуженный художник?РФ, профессор Иван Уралов
Профессор Уралов представил на?экспозиции архитектурные проекты военно-исторических музеев в?местах боевой славы. В?работах живописцев переданы сюжеты из?жизни осажденного города. Так, Евгений Ячнев на?одном из?своих полотен изобразил молодых ополченцев?— ленинградских студентов, которые уходили на?фронт добровольцами. Старший преподаватель Андрей Филиппов запечатлел ангела, венчающего Александровскую колонну, на?фоне изрезанного прожекторами зимнего неба. Сдержанный и?строгий портрет кисти Чермена Гугкаева отражает чувства тех, кто в?тылу ждал писем с?фронта.
Геометрия рисунка на?эмали Ивана Дьякова будто перекликается с?заклеенными крест-накрест окнами ленинградского дома. В?военное время так поступали, чтобы уменьшить ущерб от?взрывной волны: из-за сильной вибрации окна разбивались на?мелкие осколки, которые летели в?дом. А?Ольга Атмадзас представила эскизы костюмов, созданных к?пьесе ?Снегири? по?роману Виктора Астафьева ?Прокляты и?убиты?. Сценографию спектакля, поставленного на?сцене Норильского заполярного театра драмы имени В.?Маяковского, она готовила вместе с?супругом.
Студентка программы ?Декоративно-прикладное искусство? Наталия Лепихина представила на?экспозиции серию гравюр в?виде почтовых карточек, выполненных типографской краской по?текстилю и?коже. Световую драматургию выставки обеспечили работы ?Свет надежды? и??Брандмауэры?, созданные коллегами Наталии?— Софьей Шумковой и?Ольгой Кузьминой.
Экспозиция продолжит свою работу в?выставочном зале здания Двенадцати коллегий до?5?февраля.