Чердак: Российский ученый раскрыл философский смысл шумерских пословиц
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тысячелетия до н. э. на основе их пословиц и поговорок.
Пословицы и?поговорки?— существенная часть корпуса дошедших до?нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в?составе 26?сборников и?несколько десятков пословиц из?литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с?самого раннего времени (XXVII?век до?н.?э.) и?дошли от?всех эпох шумерской истории на?школьных табличках.
Так как пословицы изучались в?шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их?представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в?официальных речах.
Понять, что перед нами именно пословица, а?не?другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по?нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на?отдельных строчках), специфической стилистике и?содержанию текста.
Ученый сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и?держались за?нее до?конца, несмотря на?все невзгоды (?Недобрым дням нет счета, но?жизнь лучше смерти?). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы (?Дружба?— вещь на?один день, сотрудничество?— навсегда?). Также жители древней Месопотамии не?любили кочевой образ жизни и?ценили простые удовольствия, которые давало им?земледелие (?Удовольствие в?пиве. Зло в?странствии?).
Большое место в?философии шумеров занимала судьба. Ее?считали внешним спутником человека, а?не?внутренне присущим ему понятием (?Судьба?— собака, идущая позади?). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и?божественному началу своей личности?— из?них складывалось человеческое предназначение (?Исполнил свой жребий?— порадовал свою мать. Побежал [дальше]?— порадовал своего бога?).
Также, согласно пословицам, шумеры считали почитание богов качеством приличного человека. Тем не?менее, если человек силен и?не?теряет достоинства, он?может обойтись и?без этого [?Если] человек не?имеет бога?— для сильного потери [в?том] нет?).
Европейская философия много столетий решала вопрос о?том, что первично?— идея или материя. Так вот, этот вопрос еще никто не?ставил в?когнитивном плане. И?через шумерские пословицы оказывается возможно его поставить. Итак, что?же мы?видим? В?шумерских пословицах есть оппозиции, но?нет диалектики и?нет понимания материальности мира. Например, есть жизнь и?смерть, но?нет бытия и?небытия. Смерть?— это такая?же форма жизни, только внизу, под землей, и?гораздо менее радостная. Человек не?делится на?тело и?душу.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владимир Емельянов
В?целом ученый выделил из?пословиц такие признаки шумерского мировоззрения, как: представление о?ценности и?о?ценном, стабильные категории бытия и?отсутствие диалектического мышления, неразделенность души и?тела, представление о?достоинстве человека, понимание правды и?мудрости как этических категорий, неприятие смерти и?при этом полное отсутствие идеи небытия (загробного мира).
Как отмечает Емельянов, до?сих пор ученые не?делали попыток раскрыть религиозно-философское содержание пословиц.
Сперва этого не?позволяло слабое знание шумерского языка и?палеографии. Затем этому мешала научная конъюнктура, то?есть интерес исследователей преимущественно к?социальной и?экономической истории древних обществ. Теперь настало время и?для рассмотрения пословиц в?аспекте духовной культуры.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владимир Емельянов
Тем не?менее ранее пословицы активно изучались с?точки зрения их?языка, стилистики, социального содержания и?даже описания фауны древней Месопотамии, так как в?них часто упоминались животные.