В Санкт‑Петербургском университете прошли II Баязитовские чтения
В этом году это академическая часть программы I Петербургского межрелигиозного саммита и одно из мероприятий II Международного межрелигиозного молодежного форума. Участники чтений обсудили вопросы изучения исламской теологии в России.
Межрелигиозный саммит собрал в?Петербурге более?300?участников из?Саудовской Аравии, Катара, Ирана, Кувейта, Сирии, ОАЭ, Египта, Пакистана и?Алжира. Санкт?Петербургский университет выбран для?проведения Баязитовских чтений неслучайно. В?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 большое внимание уделяется исламским исследованиям?— истории, политики, культуры, религии исламских государств. Реализуются программы по?исламской теологии.
?Много десятилетий в?Санкт?Петербургском университете работают кафедры, исторические, философские, религиоведческие, культурологические, которые занимаются проблемами культуры, истории, религии и?искусства ислама?,?— рассказала на?открытии Баязитовских чтений первый проректор по?стратегическому развитию и?партнерству 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Анастасия Сергеевна Ярмош.
В?2020?году при?поддержке ректора 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Николая Михайловича Кропачева в?Университете был открыт Центр исламских исследований. Ученые и?эксперты центра принимали участие в?экспертизе образовательных и?исследовательских проектов, реализуемых в?рамках федеральной целевой программы поддержки исламского и?исламоведческого образования. В?этом?году в?Университете было принято решение о?создании кафедры теологии и?культуры ислама в?составе Института теологии.
Баязитовские чтения проходят в?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 второй раз при?поддержке Духовного управления мусульман Санкт?Петербурга и?Северо?Западного региона России.
?В?этом?году Санкт?Петербургский университет празднует 300?летие, и?в?такие?юбилейные даты принято вспоминать великие имена, которые составили славную историю различных направлений исследования и?образования. Таким?был профессиональный путь известного арабского филолога, востоковеда Шейха Мухаммеда Айяда Тантави. Отдав много лет служению Университету, он?внес неоценимый вклад в?развитие арабской филологии в?российской академической традиции?,?— напомнила Анастасия Сергеевна.
Заложенные традиции богословского образования, изучения религии могут и?сегодня быть частью университетского образования, подчеркнул епископ Егорьевский Мефодий?— ректор Православного Свято?Тихоновского гуманитарного университета, председатель Синодальной библейско?богословской комиссии, член попечительского совета и?профессор Института теологии 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Он?отметил: ?Очень радостно видеть развитие здоровых традиций, которые поддерживаются и?нашим государством, и?церковью. Богословское знание было частью университетского образования, и?сегодня мы?на?пути возрождения этих?классических представлений о?высшем образовании?.
Шейх Мухаммед Айяд Тантави работал в?Университете с?1846 года?— сначала в?должности экстраординарного профессора возглавил кафедру арабского языка и?словесности в?Петербургском университете, а?затем получил звание ординарного профессора. Тантави преподавал грамматику, перевод с?русского на?арабский, разговорный язык, восточную каллиграфию и?чтение рукописей.
Председатель Духовного управления мусульман Санкт?Петербурга и?Северо?Западного региона России, муфтий Соборной мечети Санкт?Петербурга Равиль Джафярович Панчеев заявил: ?Наша главная миссия?— возрождение школы богословия. Уже сегодня приняты подходы и?совершенствуются программы подготовки, расширяется спектр направлений аспирантуры, докторантуры, научных исследований. Появляются программы дополнительного образования для?имамов, специалистов по?работе с?молодежью по?конфессиональным отношениям?.
Муфтий рассказал, что?сегодня в?разработке находится федеральный проект по?созданию российского исламского совета по?фетвам и?научным исследованиям. ?Проект нацелен на?сохранение межконфессиональных отношений в?стране?,?— заметил Равиль Джафярович.
Эксперты совета смогут участвовать в?оценке норм и?законов мусульманской жизни в?стране. Для?работы такого?совета нам?нужны высокопрофессиональные специалисты. ?Это?должны быть ученые, ищущие и?интересующиеся исследованиями первоисточников. Это?очень кропотливая работа?,?— сказал муфтий. Однако, по?его?словам, таких?специалистов пока мало, и?это?одна?из?целей сегодняшнего образования?— воспитать специалиста, который будет интересоваться этой?деятельностью и?сможет работать в?системе религиозных управлений.
Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России Аширов Нафигулла Хучатович заметил, что?мусульманские богословы оставили огромное наследие будущим поколениям и?важно пользоваться этим?наследием?— учить, открывать для?себя эти?труды, переводить на?современный язык и?руководствоваться духовным наследием.
Как?рассказали участники встречи, сегодня один из?важнейших аспектов изучения исламской теологии?— необходимость отделить так?называемую политическую теологию от?религии.
Для?этого?необходимо иметь научное понимания природы власти и?политики в?современном контексте. Вячеслав Сергеевич Полосин, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки, образования, заметил, что?политические учения приходят и?уходят, меняясь сообразно социально?экономическим обстоятельствам, религия?же вечна, а?изменяться может ее?восприятие людьми, но?не?ее?изначальный смысл.
Как?подчеркнули участники: нельзя допустить подмены вероучения религиозно?политическими утопиями. Российские мусульмане на?базисе собственных традиций должны научно взглянуть на?политические учения, распространенные сегодня в?исламском мире, выработать сравнительную политологию традиционного ислама и?сформулировать свой, российский взгляд на?происходящее.
Ученые привели в?качестве примера понятие панисламизм, которое означает исламскую солидарность, духовное братство с?другими мусульманами. Однако все чаще панисламизм понимается не?как?религиозная связь, а?как?партийное братство.
Сегодня Санкт?Петербургский университет выступает координатором работы над проектом Концепции развития теологии в?Российской Федерации по?поручению Комиссии по?развитию теологического, религиозного и?духовно?нравственного образования Совета по?взаимодействию с?религиозными объединениями при?президенте Российской Федерации и?поручению заместителя председателя Правительства РФ?Дмитрия Чернышенко.
В?проекте концепции реализован принцип соблюдения конфессионального подхода к?теологии, а?также отражена важность совместного государственно?конфессионального регулирования реализации теологических программ и?необходимость согласования проекта Концепции развития теологии с?централизованными религиозными организациями, рассказал директор Института теологии 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Дмитрий Викторович Шмонин.
Участники чтений выслушали научные доклады и?сообщения: ректора Российского исламского института (Казань), председателя совета по?исламскому образованию академика АН?РТ, профессора Рафика Мухаметшовича Мухаметшина; профессоров кафедры истории стран Ближнего Востока восточного факультета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Игоря Вячеславовича Герасимова и?Тиграна Гургеновича Туманяна; профессора кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета Романа Анатольевича Силантьева; заведующей кафедрой систематической теологии Российского исламского института доцента Татьяны Евгеньевны Седанкиной; доцента Института истории 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Дмитрия Владиславовича Овсянникова; директора Центра изучения Исламской Республики Иран 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 доцента Артема Алексеевича Андреева; старшего преподавателя восточного факультета 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Анны Игоревны Маточкиной и?др.
В?работе чтений приняли участие аспиранты, магистранты и?студенты различных факультетов и?институтов Университета.
Также в?ходе чтений первый проректор по?стратегическому развитию 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Анастасия Сергеевна Ярмош и?проректор по?академической политике и?инновационному развитию Пятигорского государственного университета Юрий Юрьевич Гранкин подписали соглашение о?сотрудничестве между университетами. Документ предполагает сотрудничество в?научно?образовательной, экспертной, культурно?просветительской и?общественной деятельности, нацеленной на?сохранение и?развитие традиционных российских духовно?нравственных ценностей в?системе высшего образования и?молодежной среде, включая развитие теологии и?теологического образования.