Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 исследует чукотский феномен
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Константин Клоков завершил исследовательскую поездку на Чукотку, где наблюдал феномен возрождения северного оленеводства в поселке Мейныпильгыно. Собранные им материалы станут основой серии научных статей, посвященных традиционному природопользованию.
Константин Клоков?— один из?крупнейших российских специалистов по?природе и?коренным народам Севера. Уже не?один десяток лет он?изучает традиционное оленеводство и?ведет исследовательские проекты по?этой теме на?стыке целого ряда предметных областей, включая географию, этнологию и?экологию.
В?последние годы ученые рассматривают проблемы отношений человека и?природы не?с?точки зрения географии, а?в?контексте культурной антропологии, этнологии и?экологии. Многие зарубежные этнологи включают природу в?сферу своих исследований, и?теперь никого не?удивляют даже такие фразы, как ?антропология северного оленя?.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Константин Клоков
К?традиционному оленеводству, отмечает эксперт, можно применить введенный известным этногеографом К.?П.?Ивановым принцип необратимости дезадаптаций этноса к?окружающей среде. Согласно этому принципу, если некая адаптация в?традиционном обществе была утрачена, то?восстановить ее?невозможно. Учитывая это, процесс возрождения оленеводства в?Мейныпильгыно можно расценивать как настоящий научный феномен.
Исторически Чукотка была центром российского оленеводства, в 70–80 годы? XX века здесь насчитывалось более полумиллиона домашних оленей. Во?время перестройки хозяйство пришло в?упадок, и?к?2001 году животных осталось всего 92?тысячи. В?ряде поселков, включая Мейныпильгыно, оленеводство исчезло совсем. Однако местные жители продолжили совершать все оленеводческие обряды, сопровождающиеся жертвоприношением. Эти традиции сохранились по?сей день, но?теперь вместо живого оленя в?жертву приносят его фигурку из?толченого щавеля.
Последние двадцать лет жители Мейныпильгыно боролись за?возвращение оленей в?свой поселок и?в?конце концов добились поддержки местных властей. Весной этого года в?поселке Канчалан было закуплено 600?оленей, а?теперь, с?учетом приплода, их?уже 800. Сейчас бригада оленеводов ведет стадо из?канчаланской тундры на?земли своих предков?— это более 300?км пути, из?которых половина уже пройдена.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Константин Клоков
Эксперт 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 отмечает, что для населения Мейныпильгыно возрождение оленеводства имеет как экономическое, так и?социально-культурное значение.
В?отличие от?таежного оленеводства, где животных используют в?основном как транспорт, в?тундре оленей разводят для получения товарной продукции?— мяса и?шкур. Восстановление этого вида хозяйствования обеспечит поселку, где царит безработица, новые рабочие места. Наконец, оленеводство?— это и?особый образ жизни, и?основа традиционной культуры чукчей.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Константин Клоков
Сегодня оленеводство наиболее развито в?Ямало-Ненецком автономном округе, что во?многом объясняется этнокультурными особенностями этого региона. Однако, по?мнению ученого, жители Мейныпильгыно сделали первый шаг к?возрождению традиций чукотского оленеводства и?в?перспективе этот вид традиционного хозяйствования в?нашей стране может пережить второе рождение. В?данный момент общая численность домашних северных оленей в?России составляет более полутора миллионов?— рост поголовья этих животных после ощутимого спада, пришедшегося на?годы перестройки, во?многом связан с?государственной поддержкой.