Почему нельзя верить на?слово древним египтянам?
В?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 прошли Петербургские египтологические чтения, которые в?этом году были посвящены 120-летию со?дня рождения известного египтолога и?искусствоведа Милицы Эдвиновны Матье (1899–1966).
Открыл заседание заведующий сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа, выпускник ЛГУ доктор исторических наук Андрей Большаков, начав с?доклада ?120 лет М.?Э.?Матье?. Андрей Олегович рассказал о?сложной судьбе и?противоречивой личности выдающегося востоковеда XX?века. Из-за проблем со?здоровьем Милица Эдвиновна не?участвовала в?археологических экспедициях, что, впрочем, не?помешало ей?стать всемирно известным востоковедом: знания она черпала из?коллекций Эрмитажа и?московских музеев.
Милица Эдвиновна Матье?— советский востоковед, историк религии и?искусств, доктор исторических наук. Окончив Бестужевские курсы в?1922?году, сразу начала преподавать. После войны стала доцентом, а?затем и?профессором кафедры истории Древнего Востока ЛГУ. С?1921 по?1965 год работала в?Эрмитаже.
Профессор Большаков также представил доклад на?тему ?Имахуу и?аху на?одной дороге: насколько мы?можем доверять древним египтянам??. В?начале своего выступления он?обозначил ключевую проблему: что можно считать достоверным фактом, который поведает исследователям о?жизни общества Древнего Египта? ?Факт?— вещь упрямая, и?особенно в?египтологии. То, что?мы, египтологи, называем фактами, узнаем от?самих?же египтян. Чтобы фактом признать?то, с?чем мы?работаем, мы?должны полностью ему довериться?,?— прокомментировал Андрей Олегович.
В?качестве иллюстрации своих идей ученый представил несколько древнеегипетских памятников, содержащих тексты погребальных формул. Все примеры содержали нетипичное сочетание понятий ?ах? и??имаху? (во?множественном числе ?аху? и??имахуу?), которые, согласно переводам, ?вместе идут по?доброй дороге неба?, то?есть в?погребальной процессии. Если первое понятие, ?ах?, означает душу усопшего после погребальных ритуалов, то??имаху? является неоднозначным концептом, в?разных контекстах означающим и?живого человека, и?готовящегося к?смерти, и?мертвеца до?ритуала захоронения. Оба понятия относятся к?одному и?тому?же лицу, то?есть человек в?разные моменты своего жизненного пути в?представлении древних египтян?— это разные сущности, которые могут находиться в?одном пространстве. ?Египтяне настолько по-другому проводили границу между двумя мирами, что нам сегодня это крайне сложно представить, а?значит, и?поверить в?это?,?— поделился докладчик.
Современный человек склонен рассматривать древнеегипетскую культуру в?стремлении все систематизировать, логически обосновать явления и?факты, классифицировать?их. При этом очевидно, что образ мышления и?ментальность египтянина того времени кардинально отличалась от?сегодняшней?— настолько, что зачастую нельзя выявить связи между различными фактами. Именно поэтому сегодня практически невозможно буквально трактовать древнеегипетские тексты, уверен профессор Большаков.
Также в?рамках утреннего заседания доцент Горно-Алтайского государственного университета Федор Куликов представил доклад, посвященный изображению вельможи-чтеца и?титулу ?херихеб? в?гробницах Старого царства. Выступающий продемонстрировал связь между иконографией вельможи, иероглифическим написанием ?херихеб??— высшего титула в?Древнем Египте, принадлежавшего жрецам, которые читали религиозные тексты во?время богослужений, изображением сцен быта и?богослужений, а?также расположением композиций в?гробницах.
Петербургские египтологические чтения?— 2019 проходили с?26?по?28?июня. Ежегодная конференция собирает на?одной площадке египтологов, археологов, историков, которые делятся с?коллегами результатами своих исследований, рассказывают об?экспедициях и?подводят итоги работы за?год.
Востоковед, сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Немировский представил доклад ?Конец владычества азиатских завоевателей/гиксосов в?Египте в?коптско-мусульманском раннесредневековом легендариуме?. В?нем он?подробно описал?то, как в?рассказах коптов VIII века?н.?э. (этнической группа на?территории Египта, представители которой исповедуют христианство) отражен период смены правителя-амаликитянина (племя завоевателей-кочевников) египтянином.