От живописи гунби до цифровых двойников: в 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 прошла дискуссия о сохранении культурного наследия
В 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 состоялась дискуссия «Код наследия: сохранение, реставрация, актуализация», ставшая частью молодежного культурного форума. На ней эксперты обсудили проблематику сохранения культурного наследия и поделились лучшими практиками.
В?начале заседания Евгения Петрашень рассказала об?идее организации данной дискуссии. Она отметила, что почти половина проектов, реализуемых в?рамках образовательной программы ?Дизайн среды?, связана с?вопросами сохранения культурного наследия: это и?музейные проекты, и?разработка дизайна восточных кабинетов, и?проекты по?сохранению исторической архитектуры города. Евгения Петрашень подчеркнула, что в?такой работе участвует большое число специалистов разного профиля и?крайне важно наладить взаимодействие между участниками таких инициатив.
Модераторами дискуссии выступили член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, руководитель основной образовательной программы ?Дизайн среды? 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, старший преподаватель Евгения Петрашень (кафедра дизайна) и?преподаватель ВШЭ Варвара Корнева.
Руководитель проекта ?Музейный квартал?, доцент 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Антонина Никонова (кафедра музейного дела и?охраны памятников) выразила мнение, что проблемы в?области сохранения культурного наследия лежат в?мировоззренческой плоскости. Она добавила, что задача по?формированию мировоззрения, направленного на?бережное отношение к?историческим объектам, должна стоять в?том числе в?образовании и?развиваться путем междисциплинарного подхода в?подготовке молодых специалистов.
?
Заведующая кафедрой дизайна, доцент Университета Ксения Позднякова представила доклад о?связи программы ?Графический дизайн? с?делом сохранения культурного наследия. Проект ?Музейный дизайн?, реализуемый при поддержке фонда Pro Arte, направлен на?знакомство студентов с?работой графического дизайнера в?музее. В?числе объектов, охваченными проектом,?— музейные коллекции Университета, Российский этнографический музей, музей ?Нарвские ворота?, Елагин остров и?другие. Комплекс работ включает в?себя теоретическую подготовку, предпроектный анализ объекта и?собственно разработку комплексного графического решения.
За?12?лет музейной практики дизайнеров мы?вместе с?нашими студентами прошли некий эволюционный путь в?понимании того, что такое музейный дизайн. Если вначале мы?занимались более локальными, исключительно графическими задачами, то?сейчас мы?перешли к?комплексным решениям, в?том числе в?области популяризации и?сохранения культурного наследия.
Заведующая кафедрой дизайна и?лабораторией DESIS 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, доцент 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Ксения Позднякова
Директор по?планированию и?строительству Национального центра высшего образования и?технологий Юелу (Китай) Лю?Сыхань продемонстрировал примеры цифровой фиксации объектов культурного наследия. Он?показал процесс создания цифрового двойника древнего горного храмового комплекса с?помощью дронов и?3D-версии картины династии Сун, для чего применялись облачные технологии и?NFT.
Серию докладов о?своих исследованиях представили иностранные обучающиеся 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Так, магистрантка 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Юнсинь Яо?рассказала о?разработке графического решения для коллекции иностранных книг и?коллекции металлических перьев Научной библиотеки имени М.?Горького 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Она поделилась, что к?финальной идее ее?подтолкнули формы самих перьев, традиционная китайская каллиграфия и?русская каллиграфия, ставшая для студентки открытием. ?История письменности двух культур позволила мне прикоснуться к?наследию двух цивилизаций. Это был интересный опыт, который я?увезу с?собой в?Китай?,?— прокомментировала Юнсинь?Яо.
Аспирант 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Ту?Чжунь представил результаты изучения живописи в?стиле гунби, которая занимает особое место в?мировом искусстве. Для этой техники реалистического написания пейзажей, портретов, цветов и?птиц характерно тщательная и?тонкая прорисовка контуров и?деталей. Ранее древние технологии работы с?бумагой и?шелком Ту?Чжунь изучал на?примере памятников, хранящихся в?Институте восточных рукописей РАН. Сегодня эта традиционная техника, ставшая частью культурного наследия Китая, снова приобретает актуальность: к?ней в?своем творчестве все чаще обращаются многие китайские художники.
?
О?китайской лаковой технике в?стиле?чу, появившейся более восьми тысяч лет назад, в?своей презентации рассказала аспирантка Лю?И. Она сообщила, что сегодня китайское правительство активно поддерживает возрождение и?сохранение древних технологий искусства и?ремесел. Современные художники из?КНР все чаще обращаются к?древним лаковым техникам, используя современные методы и?материалы, а?их?работы имеют художественную и?коммерческую востребованность.
Старший преподаватель 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Ласка (кафедра изобразительного искусства) рассказала о?двух проектах, приуроченных к?празднованию 300-летия Университета: галерее ректоров и?аллее нобелевских лауреатов. ?Вопрос внедрения современных произведений в?историческую среду очень сложный. Здесь нет нерешаемых задач, но?есть законодательная база и?нравственные нормы. Город и?его памятники живут, и?мы?должны продолжать работать в?исторической среде?,?— заключила Татьяна Ласка.
Директор Центра сохранения, реставрации и?актуализации культурного наследия 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, старший преподаватель Николай Курганов рассказал о?некоторых результатах работы реставраторов Университета: реставрации скульптур коридора Двенадцати коллегий, восстановлении исторических интерьеров Зеленой гостиной Музея В.?В. Набокова 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, реставрации слепков древних рептилий палеонтологической коллекции. Кроме того, Николай Сергеевич упомянул о?волонтерском проекте по?сохранению мест погребений ученых-универсантов и?проекте по?созданию арт-резиденции 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Он?добавил, что весомый вклад в?работу реставраторов вносит сотрудничество с?научными лабораториями Университета: в?частности, реставраторы могут определять состав красок, которыми покрыты восстанавливаемые объекты.
Чем выше интерес общественности к?объектам культурного наследия, тем потом проще получить внимание специалистов к?этому объекту и?финансирование на?проекты, связанные с?их?сохранением. Надеюсь, что Центр объединит усилия и?реставраторов, и?специалистов, занимающихся музейной работой, актуализацией культурного наследия, а?также современными цифровыми технологиями.
Директор Центра сохранения, реставрации и?актуализации культурного наследия 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, старший преподаватель Николай Курганов (кафедра реставрации)
Темой создания арт-резиденции Университета дискуссию завершила Евгения Петрашень. ?Сама природа, окружение?— главный фактор возникновения особого культурного пространства. Все три дачи (Бенуа, Грубе и?Крона) находятся на?уникальном участке южного побережья Финского залива, где ландшафты настолько удивительно сменяют друг друга, настолько высоко разнообразие пейзажей на?этой небольшой территории, что идея арт-резиденции напрашивается сама,?— прокомментировала Евгения Павловна. —?Исторический аспект здесь тоже важен, поскольку семьи, которые построили эти дачи (в?особенности семья Бенуа), внесли огромный вклад в?историю российского искусства и?архитектуры?. По?ее?словам, в?этой работе ведущая роль принадлежит студентам, творческое мышление и?креативный подход которых помогли завершить проектный этап. Обмерные чертежи были подготовлены на?базе ручных обмеров и?технологии цифровых двойников. Идея ревитализации деревянных дач и?создания арт-резиденции получила одобрение со?стороны руководства Университета, а?сегодня инициаторы проекта продолжают работу по?привлечению внимания к?объекту и?поиску финансирования на?реализацию проекта.
Также в?ходе дискуссии с?докладами выступили ведущий методист муниципальной библиотечной системы Котласского муниципального района (Архангельская область) Ольга Корнякова, рассказавшая о?Сольвычегодской библиотеке, преподаватель СПГХПА имени А.?Л.?Штиглица Степан Сердитов, представивший концепцию мифопластитки и?мифотворчества в?дизайне, режиссер-документалист, музеолог Алена Бадягина, которая презентовала канал ?Nмузей?, младший научный сотрудник Московского архитектурного института Наталья Юдина, подготовившая доклад о?кластерном подходе в?дизайне среды, и?эксперт проекта по?сохранению и?изучению памятников деревянной архитектуры Санкт-Петербурга ?Волонтерский кампус? Наталья Котлобай, рассказавшая о?проблеме сохранения памятников деревянной архитектуры.