«Крайний» или «последний»: эксперт 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 о речевых суевериях и литературной норме
Все чаще в очереди вместо привычного вопроса «Кто последний?» можно услышать «Кто крайний?», а «садиться» на стул уже никто не предлагает — только «присаживаться». О том, как возникают речевые суеверия, и в чем причина их устойчивости вопреки существующим нормам русского литературного языка, рассказывает филолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Садова.
В?словаре С.?И.?Ожегова ?суеверие? определяется как ?предрассудок, основанный на?вере во?что-нибудь сверхъестественное?, но?эта вера зачастую имеет глубокие мифологические корни и?потому отнюдь не?случайна. Люди считают, что слово имеет реальную, предметную силу, поэтому стараются заменить нежелательное слово другим, с?их?точки зрения более уместным. Это древнейший речевой механизм?— не?называй того, чего хочешь избежать. Так, мы?остерегаемся при расставании говорить ?прощай?, предпочитая ?до?свидания?, потому что интуитивно связываем ситуацию ?прощай? с?расставанием ?навсегда?, в?то?время как ?до?свидания? обещает встречу и?в?будущем. Ситуация прощания?— и?вновь на?уровне речевой интуиции?— имеет культурную ?привязку? к?обряду прощания с?умирающим (он?всех прощает, и?ему все прощается).
Слово?— это емкий и?содержательный знак конкретной национальной культуры. В?большинстве родных слов носитель языка считывает культурный код, который воспринимается им?явно или на?уровне языковой интуиции.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Садова
Речевые табу не?редкость в?нашем общении, часто именно такие запреты порождают ряды синонимов, по?мнению людей смягчающих или окольно называющих нечто опасное или сакральное. Так, в?русском языке существует множество синонимов к?словоформе ?умер?: ?отошел?, ?скончался?, ?преставился?, ?усоп?. Из?этикетных соображений биологический факт смерти человека обозначается рядом описательных выражений, синонимичных по?значению: ?приказать долго жить?, ?уснуть навеки?, ?покинуть мир? и?др. Это наша культурная традиция.
Одно из?самых обсуждаемых сегодня речевых суеверий связано с?выбором слова в?паре ?крайний?— последний?. Лингвисты утверждают, что эти слова синонимичны, но?не?всегда взаимозаменяемы.
Норма литературного языка и?элементарная культура речи призывают нас задавать вопрос: ?Кто последний???(скажем, в?очереди)?— и?никак иначе.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Садова
Настойчивое употребление слова ?крайний? вместо ?последний? эксперт также связывает с?наивными представлениями о?реальности произнесенного слова. В?словаре В.?И.?Даля ?последний? определяется как ?конечный, за?которым нет другого?, в?то?время как ?край??— ?полоса, ближайшая к?наружности; грань, кромка, рубеж?. Другими словами, за??последним? ничего нет, да?и?сам ?последний??— это ?низший, плохой и?худший по?качеству? (последний человек). Неслучайно провожать в?последний (не?крайний!) путь?— это ?хоронить?. То?есть слово ?последний? в?культурном отношении весьма содержательно. Таким образом, языковая интуиция подсказывает людям, что крайний?— это всего лишь внешний, конечный относительно остального, а?вот последний?— это уже навсегда, за?ним?— пустота. Так что выбор ?крайнего? относительно ?последнего? объяснить можно, но?это вовсе не?означает, что следует нарушать норму: ?крайний нападающий?, но??последний в?очереди?.
Жаргонное ?присесть? вместо ?садиться? активизируется по?тому?же речевому принципу?— суеверное нежелание при помощи слова навлечь беду. Мотивация здесь также ясна?— выражение ?сесть в?тюрьму?, сжимаясь до?слова ?сесть?, конечно, не?произносится вслух в?этой среде. ?Однокорневое "присесть" кажется более уместным и?"неопасным" словом. И?все-таки нормативно "Садитесь!", а?не?"Присаживайтесь!"?,?— объясняет профессор Садова.
Современный литературный язык при определении нормы вряд?ли должен ориентироваться на?жаргон.
Профессор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Татьяна Садова
Не?только суеверия, но?и?культурные архетипы являются причинами намеренного замещения одних слов другими. Очевидны, например, социальные причины, связанные с?иерархически устроенной жизнью общества. Так, для выражения почтения к?руководителям любого уровня в?языке есть целый разряд эвфемизмов, то?есть слов и?выражений, не?оскорбляющих слух и?чувства этих людей. Например, начальники не??спят?, а??отдыхают?, не??опаздывают?, а??задерживаются?, не??бездельничают?, а??работают с?документами? и?т.?д.
Социально-историческими причинами можно объяснить и?то, что произошло в?1990?годах, когда не?стало запретов на?так называемую сексуальную тему и?целый ряд вполне нейтральных слов приобрел вульгарное значение. Люди начали сторониться?их, заменяя другими, чтобы не?натолкнуться на?хамство и?распущенность, царившие в?то?время в?живой речи. Так, слова ?сосать?, ?соска?, ?кончить?, ?конец?, потоком хлынувшие прежде всего с?киноэкранов, стали настойчиво ассоциироваться с?сексуальной сферой. Но?общество выздоравливает, и?это очевидно. По?данным многих корпусных исследований, в?последние годы эти слова находятся в?пассивном запасе.
Филолог отмечает: речевое поведение человека зависит от?множества факторов?— в?семье, на?улице, в?официальной обстановке один и?тот?же человек говорит по-разному, речевая ситуация порой сама диктует свои сиюминутные правила. Но?есть общеязыковая норма, и?это показатель культуры речи в?самом прямом и?высоком смысле. ?Важно понимать, что при выборе слов и?других речевых единиц человек, по?сути, определяет свое отношение к?речевой культуре, то?есть делает выбор: соблюдать литературную норму или нарушать?ее, следуя речевым суевериям или иным соображениям и?заблуждениям?,?— заключает профессор Садова.