Изучая Африку, мы можем многое понять и про самих себя
Африку населяют разнообразные этнические группы, здесь можно встретить уникальные природные явления. Если мы произносим слово ?экзотика?, то Африка будет одной из первых ассоциаций. Неудивительно, что именно с этим континентом связано множество мифов, которым охотно верят неискушенные телезрители и интернет-пользователи.
Новую волну интереса вызвала старая серия интернет-публикаций о?якобы обнаруженном в?Африке племени русскоговорящих людоедов. Источником информации называли заведующего кафедрой африканистики Санкт-Петербургского университета профессора Александра Желтова. Ученый-африканист опровергает нелепые слухи и?рассказывает о?реальных научных фактах и?открытиях.
Такая близкая Африка
Александр Юрьевич, есть?ли хоть какие-то реальные основания для публикаций о?русскоязычных каннибалах?
Абсолютно никаких. Правдой является только?то, что я?действительно Александр Желтов и?заведую кафедрой африканистики 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. В?Африке нет ни?русскоговорящих, ни?людоедских племен?— там не?существует народов, для которых подобный обычай был?бы институционализирован, то?есть соответствовал?бы местной традиционной культуре. Русский язык в?Африке услышать, действительно, можно, но?только среди образованных кругов местной интеллигенции?— бывших студентов советских и?российских вузов.
У?Центра им. Гамалеи есть линейка продуктов для потенциального использования в?Африке
Публикации о?людоедах, много лет курсирующие по?просторам Интернета, являются фальшивкой, причем с?очень нехорошим оттенком. Африканцы совершенно незаслуженно связываются со?столь отвратительным явлением, как каннибализм. В?данном случае мы?имеем дело вовсе не?с?шуткой, а?с?откровенной безграмотной ложью. Некоторые журналисты были искренне удивлены и?разочарованы, что очередная ?сенсация? оказалась пустой фальшивкой. В?нашем обществе мало знают о?настоящей Африке. На?этом континенте много интересного?— например, здесь говорят на?двух тысячах языков (это треть всех языков мира!), и?огромная их?часть не?описана. Именно этим мы?и?занимаемся во?время лингвистических экспедиций в?Нигерию, Кот-д’Ивуар, Мали, Гвинею, Танзанию. Действительно интересные и?серьезные проблемы требуют много знаний и?напряженной работы, а?не?дешевой сенсационности.
Африку надо изучать, чтобы не?верить в?обрусевший африканский каннибализм?
Чтобы не?верить в?это, надо просто обладать достаточным кругозором, который создается образованием и?адекватной информационной средой. Африканистика является элементом создания такой среды. Обычно ответ на?вопрос, зачем нам изучать Африку, находится на?двух противоположных полюсах: научно-гносеологическом (если есть объект, наука должна его изучать) с?романтическим вариантом (интересно, так как далеко и?экзотично) и?прагматическом (много ценных ресурсов). И?подобная мотивация, конечно, имеет право на?существование. Но?между этими полюсами нельзя терять, как мне кажется, более глубокие мотивы к?изучению Африки. В?любом современном обществе должны быть люди, обладающие многомерным мышлением и?глубокими знаниями о?разных культурах. Они видят мир не?только сквозь призму родной культуры и?языка, но?и?через еще одну или несколько систем координат. Определенная критическая масса людей, умеющих принимать ?непохожее? (культуру, язык, обычаи, социальную организацию), важна не?только для понимания Африки, но?и?для нашей страны и?для всего современного глобализированного мира. Изучая Африку, мы?можем понять многое и?про самих себя. Порой здесь что-то видится отчетливее, чем в?модернизированных обществах. Использование знаний об?Африке для понимания России и?мира в?целом?— традиция ленинградской (петербургской) африканистики. Кстати, именно в?Ленинграде и?начиналось системное изучение Африки в?нашей стране.
Современные люди должны интересоваться Африкой, потому что мир становится все более глобальным и?единым, прежде всего в?информационном пространстве.
Мне кажется, что понимание единства человечества по?крайней мере значительной частью современных людей является одним из?главных достижений истории. Трудно считать себя человеком XXI века и?игнорировать высокую детскую смертность, проблемы нехватки воды и?продовольствия, огромные лагеря беженцев с?тяжелыми условиями. Это проблемы не?одного континента, а?всей планеты, причем их?нельзя решить одними деньгами или продовольствием?— необходимо глубокое изучение ситуации.
Мы?— потомки ?африканской Евы?
Правда?ли, что все наши предки родом из?Африки?
В?Африке возникли так называемые протогоминиды, и?развитие одного из?этих видов привело к?появлению Homo sapiens. Сегодня нам известны три вида Homo sapiens: вид Homo sapiens sapiens (кроманьонцы), к?которому принадлежит все современное человечество, неандертальцы и?так называемый денисовский человек. Мы?все произошли от?людей, живших в?Африке (скорее всего, восточной). Это подтверждается не?только археологией, но?и?этногенетикой. Исследователи митохондриальной ДНК?— элемента, передающегося по?женской линии,?— установили, что современное человечество произошло именно от?одного предка по?женской линии. Конечно, эта ?Ева? жила не?одна, существовала целая группа людей?— мужчин и?женщин, но?до?нашего времени дошла только одна линия: по?сути, мы?все потомки этой ?Евы?. Кстати, недавно было установлено, что у?европейцев есть и?небольшая примесь неандертальского гена, а?у?африканцев?— нет. Видимо, кроманьонцы и?неандертальцы встретились уже только в?Европе. В?общем, доминирующей научной гипотезой является гипотеза об?африканской родине. Иногда я?шучу, что африканистикой можно назвать весь комплекс гуманитарных наук, изучающих человечество, так как все современные люди?— объект гуманитарных наук?— происходят из?Африки.
Вы?уже много лет изучаете и?преподаете целый ряд африканских языков. Сложно?ли их?исследовать?
Все автохтонные (зародившиеся на?территории Африки) языки делятся на?четыре большие семьи: койсанская, нило-сахарская, афразийская и?нигеро-конголезская. К?последней относятся полторы тысячи языков, на?которых говорят от?Сенегала до?Кении. Получается, что вся Африка?— это треть языков мира, а?нигер-конголезская семья?— четверть. Основная проблема исследования этих языков?— их?недостаточная изученность. И?сегодня лингвистов-африканистов намного меньше, чем африканских языков: ?лингвистического хлеба? хватает всем. Например, совсем недавно ученые говорили только об?одном языке догон, но?оказалось, что это целая семья из?полутора десятков языков. В?принципе, и?статус четырех макросемей Африки является предметом научной дискуссии.
Тяжелый труд экспедиций
Расскажите, пожалуйста, о?ваших лингвистических экспедициях.
Прежде всего, помимо семи африканских языков мы?преподаем и?изучаем историю, этнографию, антропологию, фольклор, литературу, искусство Африки. Практически все преподаватели и?лучшие студенты участвуют в?экспедиционной деятельности. С?2001 года в?Западной Африке работает экспедиция под руководством профессора 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Валентина Выдрина. Экспедиция исследует языки манде?— в?частности, в?рамках последней поездки уже в?этом году мой коллега Артем Давыдов изучал диалекты языка манинка в?Гвинее.
В?2012–2014 годах я?руководил экспедицией в?Восточную Нигерию, где мы?занимались языками адамауа?— это одна из?гипотетических семей нигер-конго, которая насчитывает около 80–100?языков. Следует отметить, что почти все поездки финансировались в?рамках различных грантов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入. Хорошие грамматики созданы только по?пяти языкам адамауа, а?чтобы изучить остальные, надо еще очень много работать. По?моей основной специализации я?занимаюсь языками банту, прежде всего языком суахили, на?котором говорят более 100 млн человек в?Восточной Африке. Однако я?занимался и?языками манде и?языками адамауа, которые хоть и?принадлежат к?одной макросемье нигер-конго, но?отличаются друг от?друга гораздо сильнее, чем, например, русский от?английского. Многие явления при описании незнакомых языков вызывают проблемы. Например, в?африканских языках есть тоны: от?того, как ты?произнесешь слово, будет зависеть и?его значение. Так, в?языке гбан выделяется шесть тонов, которые сложно различить даже с?помощью специальной компьютерной программы.
Во?время экспедиций у?вас были случаи, когда все шло не?так, как было задумано?
Удачная экспедиция требует очень серьезной подготовки, но?предусмотреть все невозможно. Например, когда мы?ехали в?первую экспедицию в?провинцию Адамауа (Восточная Нигерия) в?2012?году, там активизировалась террористическая организация ?Боко харам?, что в?переводе с?языка хауса означает ?западное образование запрещено?. Террористическая атака произошла ровно в?том городе, куда мы?направлялись. Мы?ехали туда небольшой экспедиционной группой: я, моя коллега Анастасия Ляхович и?студентка четвертого курса Татьяна Аникина. Вдобавок именно в?это время в?Нигерии произошла всеобщая забастовка из-за отмены правительственных субсидий на?бензин: отменялись авиарейсы. В?той поездке нам помогли коллеги из?Американского университета в?Нигерии и?наш выпускник Андрей Маслов?— директор компании Gazprom Nigeria. Когда приезжаешь в?экспедицию, надо учитывать все сразу: где поменять деньги и?купить таблетки от?малярии, как рассчитать логистику и?добраться до?нужного места. Например, в?Нигерии по?определенным районам не?рекомендуют ездить на?большие расстояния наземным транспортом. А?ведь задача членов экспедиции?— не?просто выжить, а?найти информацию и?плодотворно работать.
Однако я?считаю неправильным отношение к?Африке как к?исключительно опасному региону. Неслучайно путешествия в?Африку вдохновили Николая Гумилева на?целый цикл стихотворений. Кстати, в?некоторых наших научных сборниках, посвященных итогам экспедиций, тоже есть небольшой ?творческий? раздел.
Африка на?границе времен
Помимо лингвистических открытий, какие самые яркие впечатления у?вас остались от?Африки?
В?деревне Мумбаке мне доводилось участвовать в?обряде инициации (переход мальчиков во?взрослую жизнь) у?ньонгов. Это большая удача, так как обряд проводится не?каждый год. На?праздник собираются люди из?разных деревень, и, проведя в?гостях у?ньонгов целый день, я?собрал интересный этнографический фото- и?видеоматериал. Интересно, что возраст инициации мальчиков у?ньонгов уменьшился с?12–14 лет до?восьми–девяти. Это связано с?тем, что весь ритуал длится не?один день и?по?времени не?сочетается со?школой. Кстати, один из?информантов, с?которым я?работал по?языку ньонг, первым в?своей этнической группе получил высшее образование и?стал судьей местного арбитражного суда.
Насколько сильно сейчас развита Африка?
В?отношении элементов культуры, например языка, термин ?развитость? не?очень уместен. В?социально-экономическом плане Африка в?большой степени ?стадиально гетерогенна? (термин Николая Гиренко)?— это значит, что рядом можно увидеть элементы самых разных укладов. Эти уклады образуют своеобразные системы сочетания архаики и?современности. Уровень экономического развития зависит и?от?региона. В?Африке можно увидеть и?современные отели, и?традиционные ритуалы, и?менеджеров в?дорогих костюмах, и?охотников-собирателей.
Когда я?приезжал в?Кот-д’Ивуар в?2001 году в?свою первую экспедицию, у?меня, например, еще не?было личного мобильного телефона. Но?на?местном рынке в?очень небольшом городке Уме сидел человек и?за?деньги давал мобильник, по?которому можно было связаться с?любой страной. Когда я?в?ту?же поездку спросил у?своего информанта, почему дети сегодня не?в?школе, он?ответил, что бастуют учителя, требуя повышения зарплаты. При этом их?зарплата оказалась примерно в?два раза выше, чем моя тогдашняя зарплата доцента. А?во?время недавней экспедиции в?Нигерию я?был поражен дешевизной мобильной связи.
Многие африканские институты в?принципе заслуживают внимания: например, у?ньонгов в?выборах вождя не?участвуют те?кланы, из?которых он?может быть избран. В?Кении недавно был продемонстрирован вполне действенный пример разделения властей, когда суд отменил решение правительства о?закрытии огромного лагеря для беженцев из?Сомали. При этом в?некоторых регионах приходится говорить о?трагической судьбе детей-альбиносов из-за местных суеверий. В?Африке прошлое плотно переплетается с?настоящим и?будущим, все три времени как?бы сосуществуют. Без учета понимания Африки, ее?особенностей и?проблем наша картина мира будет недостаточно объемной, а?понимание современного общества недостаточно многомерным.