Елена Байер: «Сегодня интеллектуальная собственность — одна из самых перспективных областей»
Онлайн-курс 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 ?Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху?, представленный на русском и английском языках, дает качественное образование в одной из самых востребованных в мире тем нашей с вами эпохи — интеллектуальной собственности, без понимания которой не может существовать ни одна отрасль. Поскольку эта область неразрывно связана с развитием технологий, она претерпевает постоянные изменения. Онлайн-курс собрал большую аудиторию как в России, так и в других странах. В своих отзывах слушатели отмечают глубокую проработанность и интересную подачу материала, которые дают возможность за короткое время разобраться в сложной и противоречивой отрасли права.
Онлайн-курс ?Право интеллектуальной собственности в?цифровую эпоху?
О?своем профессиональном пути, преподавании, актуальности защиты прав в?области интеллектуальной собственности, а?также о?процессе создания онлайн-курса нам рассказала его автор?— Елена Михайловна Байер, LL.?M., управляющий партнер Beier &?Partners, преподаватель 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 по?направлению ?Юриспруденция?.
Елена Михайловна, вы?с?детства мечтали стать юристом?
В?моем роду были юристы. Например, Петр Иванович Севастьянов, мой двоюродный прапрапрадед, известный юрист, археолог и?коллекционер XIX?века, получив юридическое образование, работал в?различных министерствах и?ведомствах?и, выйдя в?отставку в?чине действительного статского советника, посвятил себя сбору и?сохранению христианских древностей, обогатив историческую науку, архивное и?музейное дело. Огромное влияние на?него и?на?его выбор юридической профессии оказал блестящий государственный деятель, реформатор и?законотворец Михаил Михайлович Сперанский, друг отца Петра Ивановича.
Я?не?мечтала о?карьере юриста с?детства, но?осознанно выбирала профессию, интуитивно опираясь на?те?навыки и?черты характера, которыми обладала: коммуникабельность, склонность к?гуманитарным наукам, стремление к?справедливости. С?ранних лет я?изучала иностранные языки, и?родители планировали, что я?стану филологом, но?я?наотрез отказалась. Окончательное желание стать юристом оформилось к?11-му классу.
После окончания Университета вы?попали на?стажировку в?Парламент ЕС?— это удивительный опыт. Расскажите о?нем.
На?третьем курсе я?прошла конкурс на?своем факультете, и?меня пригласили на?годовое обучение в?Университет Пассау к?профессору Финке, где я?получила сертификат об?основах знаний по?немецкому праву. После окончания 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 меня пригласили в?Университет Киля на?севере Германии к?профессору Трунку, где я?получила степень LL.?M. (магистр права). Моя магистерская диссертация была посвящена праву Европейского союза и?договорным обязательствам в?европейском праве. В?конце учебного года меня пригласили на?стажировку в?Европейский парламент в?Брюсселе. Для меня это был совершенно потрясающий опыт, потому что я?всегда мечтала пройти практику либо в?Совете Европы, либо в?структурах Европейского союза. Я?присутствовала на?слушаниях, работала непосредственно ?за?кулисами? в?аппарате немецкой партии CDU, параллельно с?этим занималась своей диссертацией и?общалась с?членами Европейской комиссии.
Какие значимые этапы в?своем профессиональном развитии вы?бы отметили?
Я?начала свой карьерный путь в?Baker McKenzie в?Санкт-Петербурге, а?позже продолжила международную практику в?других консалтинговых компаниях. Впоследствии бывший глава российского офиса Baker McKenzie пригласил меня в?Российско-американскую президентскую комиссию, где я?работала над поправками к?законодательству России и?США в?сфере инноваций. Так что в?область интеллектуальной собственности я?пришла не?сразу. Моя семья тесно связана с?музейной жизнью Петербурга. Все мои школьные годы прошли на?курсах по?искусству в?Эрмитаже, поэтому помимо юриспруденции меня всегда интересовали вопросы культуры. Одно время я?работала на?высокостатусных российско-британских культурных проектах: руководила организацией театральных гастролей и?кинофестивалей, выставок в?Эрмитаже и?Русском музее, модных показов и?других подобных мероприятий. Мы?привозили в?Петербург Хелен Миррен, кутюрье Бассо и?Брука, Пола Смита и?многих других. В?дальнейшем я?несколько лет занималась театральным продюсированием в?США и?входила в?продюсерский альянс Бродвейской лиги, в?то?время там еще был Журбин. Мне всегда хотелось совместить знания, накопленные в?сфере культуры и?искусства, с?юридической практикой. Сегодня интеллектуальная собственность?— одна из?самых перспективных областей, в?которой не?так легко найти хороших специалистов, тем более тех, кто занимается международной практикой.
Преподавание стало для вас новым этапом жизни?
Моя юридическая деятельность была связана с?множеством публичных выступлений. Поворотным моментом стала, наверное, моя лекция о?российском праве для итальянских студентов в?одном из?самых престижных университетов Италии, частном Римском университете Luiss, в?2012?году. После этого последовало приглашение в?Американо-итальянскую торгово-промышленную палату вести авторские курсы для студентов-итальянцев. Вскоре я?выступила в?Санкт-Петербургском государственном университете с?публичной лекцией, которая была очень востребована и?интересна студентам, и?с?тех пор преподаю здесь.
Что стало решающим для вас при переходе к?преподавательской деятельности?
Я?вижу в?этом свое призвание и?перспективы для развития. Мне хочется передать накопленный опыт молодому поколению, направить их?и?сориентировать. Существует дефицит грамотных специалистов по?праву интеллектуальной собственности, поскольку многие имеют лишь поверхностные знания в?этой области. Очень важно эту сферу права развивать и?поднимать на?должный уровень.
Насколько сложно было огромный пласт знаний по?этой теме уложить в?формат онлайн-курса, у?которого есть свои особенности по?сравнению с?форматом очной лекции?
Работа над онлайн-курсами требует гораздо больше трудозатрат, чем выступление в?аудитории. Одной из?дилемм было?— как совместить научную глубину и?популизм, который просто необходим в?этом формате. Если очень глубоко уходить в?теорию, то?слушатель не??доживет? и?до?конца первого модуля. Поэтому я?все время пыталась найти компромисс между интересной практикой, своим собственным опытом и?теорией, от?которой, конечно, уйти никуда нельзя. Помимо российского права, в?курсе рассматривается законодательство зарубежных стран и?зарубежная практика. Большая часть работы над курсом велась на?этапе подготовки материала: собрать, структурировать, идеально выверить с?учетом изменений, происходящих в?законодательстве постоянно. Также важно преподнести материал таким образом, чтобы сохранялась его актуальность, ведь даже новые на?сегодняшний день поправки в?законодательство уже через пару лет станут историей. Мы?постарались сконструировать онлайн-курс так, чтобы его восприятие было доступно как для юристов, так и?для неюристов. Отдельные модули мы?делали более простыми?— для всех категорий слушателей, а?некоторые более сложными?— для юристов, поскольку у?людей данной профессии иное восприятие материала. Такой подход решил многозадачную проблему внедрения курсов в?образовательные программы разных факультетов, направлений, специальностей и?уровней подготовки слушателей. Ведь понимание структурирования и?управления интеллектуальной собственностью имеет огромное значение не?только для юристов, которые будут потом обслуживать какие-то проекты, но?и?для директоров музеев, продюсеров, арт-менеджеров, кураторов, художников, музыкантов, изобретателей, предпринимателей и?многих других.
Зачем нужны задания в?онлайн-курсе? Как сделать их?интересными для слушателя?
Чтобы увлечь студента, курс должен содержать большое количество кейсов. Однако вовлеченность достигается не?только демонстрацией ?живых? или вымышленных примеров, но?и?проверочными заданиями, многие из?которых мы?сделали в?виде квестов и?иных видов интерактива, где студенты должны самостоятельно разобраться в?ситуации и?принять решение. Например, у?нас были задания, где слушатели оценивали друг друга; для этого нужно было серьезно проработать критерии оценки, на?которые им?необходимо ориентироваться. А?в?некоторых модулях, касающихся авторского права, я?использовала исторический формат, где студентам предстояло, например, проанализировать некоторые аспекты права интеллектуальной собственности при создании произведений Кафки.
Процесс создания онлайн-курса для вас был ?живым?, требующим постоянных изменений и?осмысливания в?течение работы, или все?же техничным?
По?содержанию нам удалось сохранить ту?концепцию, которая была изначально мною задумана. Я?получила огромное удовольствие от?работы в?проекте и?с?большим удовольствием работала с?видеокамерой. Очень надеюсь, что мне удалось как-то живо донести материал.
Более 300 онлайн-курсов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, в?том числе по?юридическим наукам, юриспруденции и?правоведению, представлено на?ведущих национальных и?международных образовательных платформах. Вместе с?ведущими преподавателями над созданием онлайн-курсов в?Центре развития электронных образовательных ресурсов 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 работают высококвалифицированные специалисты. Методисты, дизайнеры, редакторы, режиссеры, видеооператоры, видеоинженеры, видеомонтажеры и?многие другие трудятся над производством и?дальнейшей реализацией онлайн-курсов.
Процесс видеозаписи вызывает опасения и?страхи у?многих преподавателей. Какой совет вы?бы дали по?подготовке к?работе перед видеокамерой?
Я?думаю, что для тех, кто чувствует себя не?очень уверенно, конечно, нужно использовать суфлер. Подготовка текста занимает очень много времени, но?помогает лучше настроиться на?работу. Преподаватель может уверенно чувствовать себя в?аудитории перед десятками студентов, но?самая большая сложность работы с?видеокамерой в?том, что нет обратной связи. В?аудитории пошутил?— студенты смеются, что-то обсудили, о?чем-то поспорили. В?студии видеозаписи можно только представить себе эту аудиторию.
Первый лайфхак?— начинать запись не?с?первого модуля, а?с?третьего, четвертого, пятого. Получив опыт и?немного раскрепостившись, легче сделать более увлекательное начало, пропадет зажатость. Нужно зацепить аудиторию уже в?первом модуле, иначе она не?дойдет до?второго. Второй лайфхак?— лектор должен быть ?живым?: шутить, улыбаться.
Запись онлайн-курса пришлась на?период первой волны пандемии и?локдауна. Что помогло довести дело до?конца в?столь сложных условиях?
Русскоязычный онлайн-курс я?делала самостоятельно от?начала и?до?конца, поскольку сама хотела понять процесс создания курса, а?в?англоязычный уже пригласила коллегу из?США. Но?нашей изначальной задумке о?диалоге в?студии не?суждено было сбыться. Мы?предполагали, что она приедет в?Санкт-Петербург и?мы?запишем нашу беседу, но?вскоре стало понятно, что это невозможно. Поэтому нам пришлось записывать отдельные видеосюжеты для нее и?для меня и?отказаться от?формата диалога. Несмотря на?эти трудности, мы?приложили все усилия, чтобы довести дело до?конца.
В?2020 году было разработано более 60?новых онлайн-курсов, а?Университет занял лидирующие позиции на?образовательных онлайн-платформах.
В?период первой волны пандемии COVID-19?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 предоставил в?открытый доступ свои онлайн-курсы, помог региональным вузам внедрить онлайн-компонент и?перезачесть дисциплины, пройденные онлайн, а?также оказал методическую и?консультативную поддержку вузам РФ. Региональные университеты и?сейчас используют онлайн-курсы 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 в?своем образовательном процессе по?сетевым договорам.
Какой вы?видите роль онлайн-курсов в?нашей трансформирующейся реальности?
Безусловно, эта отрасль будет развиваться. Это отличная возможность для преподавателей расширить свою аудиторию: доступ к?лекциям получают студенты не?только из?России, но?и?из?других стран. Вместе с?тем важно понимать, что онлайн-формат преподавания не?в?состоянии заменить живых лекций и?очного образования. Система онлайн-обучения?— это вспомогательный инструмент. Нам еще предстоит найти новые пути, методы и?способы онлайн-преподавания, поскольку восприятие контента в?таком формате и?восприятие в?аудитории абсолютно разные. Когда читаешь лекцию офлайн, ты?видишь свою целевую аудиторию и?ориентируешь на?нее материал. В?онлайн-курсах это невозможно.
И?хотя в?подобном формате, безусловно, тоже можно и?нужно взаимодействовать с?аудиторией, самым сложным становится продумать мотивацию?— базовый элемент образовательного процесса. Преподавание?— это не?только изложение материала, для этого есть учебники. Преподавание?— это умение замотивировать студентов захотеть заниматься предметом, ?зажечь? их. Для меня онлайн-курс?— это новый вид интерактивного учебника, в?котором наряду с?получением новых знаний есть возможность проверки усвоенного материала, а?также интерактивное общение на?форуме, благодаря которому не?нужно отлавливать преподавателя в?коридорах университета. Иметь доступ к?университетским онлайн-курсам в?любой точке мира?— это большое мировое достижение. И?то, что у?университета есть свое профильное подразделение?— Центр развития электронных образовательных ресурсов, развивающее дистанционное обучение и?занимающееся созданием большого количества интересных курсов,?— это прекрасно.