Ученые 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 выяснили, кто изображен на французских портретах эпохи Ренессанса
![? 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入](/sites/default/files/styles/image1250/public/soshnikovashishkin_2.jpg?itok=NIq7x-jq)
Историки Санкт-Петербургского университета изучили альбом с карандашными портретами придворных Франциска I, и установили, кто на них изображен. Соотнести рисунки с реальными историческими личностями ученые пытались с XIX века, однако до сих пор сделать это не удавалось.
В?Российской национальной библиотеке (РНБ) хранится множество европейских рукописей и?автографов XV–XVIII?веков, в?том числе на?французском языке. Альбом карандашных рисунков, заинтересовавший историков 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入, попал в?Россию из?аббатства Сан-Жермен?— главного государственного книгохранилища дореволюционной Франции. Рукопись вывез коллекционер, секретарь-переводчик русского посольства Петр Дубровский.
Сохранилось 40?аналогичных альбомов, созданных в?разное время и?запечатлевших несколько составов французского двора?— он?утверждался на?один год, а?затем менялся. Ценные рукописи хранятся в?архивах, музеях и?библиотеках по?всему миру, причем три из?них?— в?Петербурге.
Альбом с?39?портретами придворных Франциска I?был создан в?XVI веке по?заказу французской короны и?массово растиражирован. Карандашные рисунки принадлежат мастерам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ?— лучшим придворным живописцам. Интересно, что приближенные монарха могли влиять на?содержание таких книг: например, помещать туда благородных особ, с?которыми они общались и?дружили.
Французский двор эпохи Ренессанса стремился подражать античной моде. Так, многие античные деятели хотели оставить след в?истории: заказывали художникам свои изображения, чтобы они дошли до?потомков. С?такой целью была создана и?эта рукописная книга.
Кандидат исторических наук, доцент 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Владимир Шишкин
В?альбом, который исследовали ученые Университета, помещены изображения членов королевского двора с?указанием имен и?титулов. Ранее этот экземпляр, хранящийся в?РНБ, уже изучали искусствоведы XIX?века, однако им?не?удалось определить, кто именно изображен на?портретах.
Напомним, по?итогам консультаций президентов России и?Франции на?полях ПМЭФ-2018?188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 и?университет Сорбонна заключили соглашения о?сотрудничестве, предполагающие разработку и?реализацию образовательных программ по?модели двух дипломов в?области истории, литературы и?философии. Подписи под документами поставили ректор 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Николай Кропачев и?президент фонда университета Сорбонна Бартелеми Жобер.
?Дело в?том, что в?средневековой Франции многие имена собственные писались иначе, поэтому сегодня, даже опираясь на?подписи, сложно понять, кто перед нами. Именно поэтому дореволюционным искусствоведам не?удалось правильно соотнести портреты с?реальными историческими личностями?,?— пояснил Владимир Шишкин.
Историки 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 идентифицировали почти всю портретную галерею, которую открывает изображение короля Франциска I. Трудности у?специалистов вызвал лишь портрет пожилого мужчины, не?снабженный никакими пометками. Изучив детали его костюма?— четырехугольный черный биретто и?кафтан с?накидкой?— ученые предположили, что на?рисунке изображен канцлер Франции, возможно, это Гийом Пуайе.
Еще один интересный факт удалось установить аспирантке 188bet体育_188bet亚洲体育_点此进入 Ксении Сошниковой, обучающейся по?обмену в?университете Сорбонна. В?ходе кодикологического анализа она пришла к?выводу, что над каждым рисунком работали не?один, а?несколько живописцев. Манера исполнения портретов и?стиль мастеров знаменитой школы Клуэ представляет особый интерес для ученых.
?В?Средневековье не?принято было изображать улыбающихся людей, и?рукописная книга эпохи Ренессанса резко контрастирует с?этим. Портреты во?французском сборнике довольно "живые": на?них пышущие здоровьем молодые люди в?возрасте 20–25?лет, готовые вкусить все радости неоплатонизма?,?— отметил Владимир Шишкин.